21.08.2012
ДЗИГАМИ — 地神 — (Дзинусигами — 地主ネ申,Токоронусигами — 所主ネ申)―божества-охранители, защитники местности.
Упоминаются в «Фудоки», «Сэндай кудзи хонги». В «Энгисики» эти имена упомянуты в списке подношений 22 божествам во время проведения Тосигои-но мацури во втором месяце в разделе Небесных и земных богов (Дзинги) и пятом свитке Управления ритуалов императорской принцессы-жрицы (Сайгурёсики). В «Когосю» бог Оотокоронуси выступает не только охранителем местности Исэ, но и регулятором обряда, который можно рассматривать как прототип или прецедент Тосигоино мацури.
В легенде говорится, что, нарушив запрет и подав земледельцам говядину, он вызвал гнев бога урожая Митоси, который послал на поля саранчу. С помощью гадания Оотокоро-нуси выяснил, что богу урожая необходимо принести извинения и сделать подношение белыми кабаном, конем, петухом. После чего бог урожая сообщил людям сложную многоступенчатую формулу ритуала, способствующего возрождению рисовых посевов, уничтоженных саранчой.
С того времени, согласно легенде, ритуал почитания бога урожая сопровождался теми же жертвоприношениями. С Дзинги связаны ритуалы, проводившиеся во впервые осваиваемых землях; впоследствии они часто становились божествами-предками расселившихся там родов. Ранними примерами считается почитание двух исторических личностей: Саканоуэно Тамурамаро — военачальник времен императора Камму (781-806), победивший племена эмиси (эдзо, предки айнов) и возведший храм Киёмидзу ― в святилище Дзинуси дзиндзя (преф. Эхимэ); Накатоми (Фудзивара) Каматари (614-669, жрец, родоначальник рода Фудзивара) в Тандзан дзиндзя (преф. Нара).
В современный культ Дзинги включены божества кухни ― кодзин, боги поля ― Тано Ками, боги-гости ― Мародоно Ками (марэбитогами). Их Синтай («тело божества») воплощен в камнях, каменных монументах (сэкии), маленьких кумирнях или даже в связках свежей соломы и гохэй.