12.12.2011
Смысл в том, что плевок всегда возвращается обратно — до потолка-то доплюнуть непросто, а сила земного притяжения — штука неслабая. Именно это замечательное свойство плевка, видимо, и подвигнуло ниндзя присвоить поэтическое название «способ небесной слюны» технике использования перевербованного вражеского агента.
Способ небесной слюны
Если операцию по перевербовке удавалось «прокрутить» достаточно быстро и так, чтобы враг ничего не заподозрил, новый «обратный шпион» (пользуясь терминологией Сунь-цзы) мог сослужить неплохую службу. Не случайно, что китайский стратег ставил «обратного шпиона» выше всех других и писал о нем так: «Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь приобрести и местных шпионов и внутренних шпионов и пользоваться ими. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь, придумав какой-нибудь обман, поручить своему шпиону смерти ввести противника в заблуждение. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь заставить своего шпиона жизни действовать согласно твоим предположениям» (перевод Н.И. Конрада).
Однако в операциях с использованием «способа небесной слюны» существовали свои «подводные камни», так как «перевербовку» враг мог запланировать заранее, разыгрывая комбинацию ходов по описанному выше «способу вывернутого мешка» или по «способу спускания тетивы», о котором речь далее. Поэтому, чтобы уберечься от обмана, в комбинации со «способом небесной слюны» следовало использовать «способ горного эха» (о нем — ниже). Но враг мог предвидеть и этот шаг и использовать… Но, стоп! Так можно идти до бесконечности! Ведь шпионаж — это война умов. Здесь побеждает не тот, у кого больше мускулов, а тот, у кого голова работает лучше, кто хитрее и изворотливее, расчетливее и опытнее.
Другой вариант «способа небесной слюны» применялся в том случае, когда выявленного вражеского ниндзя схватить не удавалось, или это не имело смысла, или же, имея информацию о наличии шпиона в тылу, секретная служба никак не могла выйти на него. В такой ситуации следовало организовать снабжение шпиона дезинформацией.
Например, если лазутчика обнаруживали на подходе к крепостной стене, следовало притвориться, будто его появление осталось незамеченным и, не пытаясь схватить его, организовать «утечку информации», дав подслушать «секретный» разговор, разыграв выступление войск в поход, беспечность охраны и т.д. Если в крепости ощущалась нехватка воды или провианта, и вражеский соглядатай пытался выяснить реальное положение дел, можно было организовать «шоу» с расточительным использованием воды, скармливанием зерна птицам или скоту, с выбрасыванием остатков пищи в помойку. Можно было также устроить драку на глазах у вражеского лазутчика, продемонстрировав «отсутствие единства» в рядах осажденных. Можно было организовать «утечку» «информации» через какого-нибудь болтуна (или болтуньи), контактирующего с агентом, так, чтобы у него создалось впечатление, будто «важная» информация попала к нему по чистой «случайности».
Таким образом, вражеский ниндзя невольно и незаметно для себя превращался в «обратного шпиона» и поставлял своим начальникам дезинформацию.
Более тонкий вариант аналогичной операции включал поимку шпиона, его пытки и заключение в темницу, организацию «утечки» «информации» с последующим предоставлением возможности для побега. Такой «спектакль» выглядел еще правдоподобнее.
В качестве невольного «обратного шпиона» можно было использовать и не очень сообразительного (или вовсе тупого) вражеского военнопленного, подстроив его побег. Такая уловка в «Бансэнсюкай» названа «рёхан-дзюцу» — «способ возвращения пленного».