Без рубрики

Самосовершенствование

Самосовершенствование

01.12.2011

Самосовершенствование — это индивидуальный путь к улучшению, когда человек сам выбирает средства и методы собственного развития.

 

От людей, занимающихся каратэ, часто можно услышать высказывание о том, что это образ жизни, ведущий к совершенствованию личности. О необходимости совершенствования или самосовершенствования в боевых искусствах говорят и пишут все известные мастера и неизвестные авторы, литература и фильмы на эту тему пронизаны философией, которая отличает и возвышает боевые искусства Востока над всеми другими направлениями.

Хорошо известно, что в древние времена на Востоке философская составляющая, наряду с практическим содержанием боевых дисциплин, занимала особое место в системе формирования личности воина. Например, в «Бусидо» (Путь воина), своде правил и наставлений, регламентирующих жизнь и поведение самураев средневековой Японии, скоп центрирована основаная философская идея, которая и определяла образ жизни воинского сословия: «Путь самурая — это смерть». Это означало, что воин должен постоянно помнить о смерти и быть готовы м к тому, что смерть может застигнуть его в любом бою. Смерть — это главное дело самурая. И если он будет постоянно помнить об этом, то сможет стать исключительной личностью через постоянное совершенствование своих качеств ради выполнения воинского долга. В этом случае понятия «образ жизни» и «совершенствование личности» связаны с деятельностью, имеющей особую социальную значимость и вдохновляющей человека, это — выполнение воинского долга. Сегодня в понятие «образ жизни» в каратэ, как в философскую категорию, охватывающую всю совокупность жизнедеятельности индивида, вкладывается совсем иной смысл, не требующий абсолютного отрешения от мирских дел ради служения идеи. Сегодня мало кто отдаёт отчёт своим словам, когда употребляет подобные философские словосочетания, поскольку ни современные мастера, ни многочисленные современные авторы не дают каких-либо рекомендаций относительно образа жизни каратэки в современных условиях. И вообще, является ли современное каратэ тем самым социально значимым делом, которое может стать образом жизни человека?

То, что каратэ — это явление в современной жизни, бесспорно, но мне кажется, что значимость этого явления необоснованно завышена. Каратэ — это не воинское дело, особенно современное, но оно может стать частью военной подготовки при определённом логическом оформлении. Искусственное же притягивание воинской философии средневековой Японии к современному каратэ некорректно и даже вредно, поскольку вводит людей в заблуждение относительно истинного значения этого явления. Кроме того, нет полной ясности в вопросе о том, что скрывается под словами «совершенствование» и «самосовершенствование» в каратэ. Несмотря на то что об этом пишут и говорят очень много, этот вопрос остаётся открытым даже для тех, кто профессионально занимается этой деятельностью. Совершенствование означает движение к улучшению. Следовательно, самосовершенствование — это индивидуальный путь к улучшению, когда человек сам выбирает средства и методы собственного развития. Способен ли начинающий каратэк самостоятельно выбрать верное направление комплексного развития в каратэ сегодня? Думаю, что нет.

Сегодня без ясных ориентиров он запутается в огромном объёме информации и ложных представлений. Но как бы там ни было, совершенствование — это стремление к улучшению того, что уже есть. Поэтому данный вопрос следует рассматривать в контексте многолетней деятельности, где период начального обучения является самым важным, иначе нечего будет совершенствовать. Прежде чем говорить о совершенствовании мастерства, необходимо это мастерство сформировать, и прежде чем говорить о совершенствовании личности, эту личность надо воспитать. Другими словами, совершенствование — это логическое продолжение педагогического процесса формирования первоначальных навыков и качеств, которые реализуются через конкретную программу обучения, где и должны быть увязаны вопросы гармоничного воспитания и последующего совершенствования. Подобных программ в современном каратэ нет. Правомочно ли в таком случае привлекать воинскую философию, если программы всех известных стилей каратэ затрагивают лишь физический аспект развития человека в границах стилевой специализации?

Из литературных источников о каратэ в части, касающейся гармоничного развития личности, следует лишь одно: мастер каратэ должен неустанно совершенствовать свою духовную, интеллектуальную и физическую сущность. Но как правило, в этих работах не определены пути и не раскрыты средства и методы совершенствования, т.е. нет понятных рекомендаций, как это надо делать. Современные японские мастера, опираясь на философскую концепцию о триединстве, в основу которой легли понятия о гармоничном сочетании трёх качеств, характеризующих человека в идеале как носителя добра, разума и физического здоровья, также лишь подчёркивают первостепеность такого развития личности, не раскрывая сути совершенствования в каратэ. Фактически философия современного каратэ ограничивается общими фразами о совершенствовании, заимствованными у философов Древнего Востока. Здесь следует сказать, что любая педагогическая система видит достижения своих успехов именно в формировании гармонично развитой личности, будь то обучение какому-либо ремеслу или воинскому делу, однако нигде, как в каратэ, этот аспект воспитательной деятельности не выпячивается с такой откровенной нескромностью. Может быть, в каратэ какой-то особый подход к воспитанию человека, который даёт основание для подобного «задирания носа»? А может быть, в содержании современного каратэ есть что-то особенное, что возвышает его над другими единоборствами? У меня есть ответы на эти вопросы, но я хочу познакомить читателя с точкой зрения на современное каратэ известного японского мастера, основателя японского каратэ Дзёсипмон-Шоринрю, Хошу Икеды, которую он изложил в своей книге «Сущность каратэдо древности и наших дней»: «Всё современное каратэ — это движения, лишённые смысла, и уже назрела необходимость возврата каратэ на истинный путь».

Гранд-мастер, основатель направления в каратэ нашёл в себе мужество признать, что современное каратэ уже давно не соответствует традиционным представлениям о воинском искусстве, а философские понятия и внешняя атрибутика, характерные для традиционных воинских дисциплин, бессовестно эксплуатируются дельцами от каратэ. Бессмысленность современного каратэ, с позиций воинского дела, абсолютно очевидна, и именно эту бессмысленность пытаются завуалировать изысканной философией те, кто использует каратэ в коммерческих или иных целях. Что же имеет в виду гранд-мастер И кеда, когда говорит о необходимости возврата каратэ на истинный путь? Речь здесь идёт о том, что необходимо современное каратэ привести в соответствие с традиционной воинской философией, а ДЛЯ этого нужно внешние успехи объединить с внутренним содержанием. Это означает, что, отдавая должное физкультурно-спортивному аспекту, не следует забывать, что суть каратэ в боевой значимости. Трудно предположить, как международные деятели будут возвращать каратэ на истинный путь, и захотят ли они это делать, но ясно одно: подготовку в каратэ следует строить в соответствии с традиционными представлениями о боевых дисциплинах, где физкультурно-снортивный аспект рассматривается только как часть подготовки. Если использовать образное сравнение, то современное каратэ можно представить в виде красивого, но пустого сосуда, которым можно украсить интерьер, можно им любоваться с разных сторон, но нельзя использовать по прямому назначению. Практическая польза от такого сосуда будет, если его наполнить чем-то существенным. Таким существенным содержанием является программа для реализации конкретных боевых задач, то, что делает каратэ оружием.

В 20-е годы прошлого столетня каратэ получило распространение среди гражданского населения Японии Как военная гимнастика. В нашем понимании это специальная физическая подготовка, направленная на формирование двигательных навыков и физических качеств, необходимых для обучения реальному бою. Активно каратэ стало распространяться в тот период, когда Японию одолевали великодержавные амбиции и в связи с этим проходила милитаризация всего гражданского населения. Каратэ и стало тон военизированной системой физического воспитания будущих солдат, а заимствованная из «Бусидо» философская концепция придала ей правдоподобность и привлекательность. После поражения японского милитаризма во Второй мировой войне, когда у Японии, кроме гордости, ничего не осталось, вспомнили о каратэ как о боевом национальном искусстве, которое и заставило мир заговорить о японских воинских традициях. Оставаясь, по сути, гимнастикой, каратэ дошло до наших дней к известно сегодня большинству как боевое японское искусство с собственной философией. Но если в те времена каратэ являлось частью допризывной подготовки, то сегодня это система физкультурно-спортивного воспитания, и воинская философия в этой системе выглядит неуместно и тяжеловесно. Суть воинской философии заключается в обобщении мыслен и идей о гармоничном развитии личности воина, в освобождении его от злобных мыслей н формировании ответственности за выполнение воинского долга. Но самое главное, это — достижение осознанного отношения к смерти и оправдание перед собственной совестью необходимости убивать. Такие философские категории, как «образ жизни воина» и «совершенствование личности воина», являются основой воинской философии; Имеет ли какое-либо отношение к этому то, что мы сегодня называем каратэ?

Сегодня каратэ в отличие от воинского дела имеет совершенно иной социальный статус, являясь одной из форм физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому философские категории «образ жизни» и «совершенствование личности» здесь если и приемлемы, то весьма условно и очень ограниченно, но, кроме того, очень важно, что человек ищет в каратэ, какие цели преследует, занимаясь этой деятельностью. Насколько ясна цель, настолько понятны задачи, которые необходимо решать для достижения цели. Понимание задач, в свою очередь, облегчает выбор средств и методов их решения. Если в педагогической деятельности отсутствует подобная проработка вопроса, все разговоры о воспитании и совершенствовании не имеют смысла. Большинство современных последователей каратэ не могут дать вразумительного ответа на вопрос: что они понимают под совершенствованием личности в каратэ? Во многом это пропс ходит в силу отсутствия ясной целевой установки. Имеете с тем чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо сформулировать понятие «совершенствование личности в каратэ», но эта формулировка должна охватывать всю совокупность качеств каратэки. Очевидно, что процесс совершенствования порождается желанием достичь чего-то. Какие же цели ставят перед собой современные последователи каратэ? Согласно опросам, подавляющее большинство лиц старше 30 лет рассматривают каратэ как своеобразное средство сохранения двигательной активности.

Практически все молодые люди стремятся максимально реализоваться как спортсмены. Военнослужащие и представители служб безопасности видят в каратэ специальную дисциплину. И очень немногие относятся к каратэ как к комплексной педагогической системе. В нервом случае мы видим стремление к улучшению или сохранению физической активности посредством занятия единоборством. Во втором все стремления направлены к пьедесталу почёта, наградам и превосходству над другими. Третий случай связан с решением профессиональных задач. В четвертом целью является воспитание личности на основе принципов, составляющих суть боевых искусств. В трёх первых случаях понятие «совершенствование личности» как философская категория, охватывающая всю совокупность деятельности человека, занимающегося каратэ, не уместно вообще. В каждом из этих случаев можно говорить об улучшении отдельных видимых сторон человека. Но о полноте совершенствования личности можно говорить лишь тогда, когда каратэ становится комплексной педагогической системой. Что же понимают под совершенствованием личности современные именитые мастера каратэ? В основном все сходятся на том, что необходимо совершенствоваться физически, интеллектуально и духовно. Необходимость такого совершенствования вызвана тем, что физически слабый человек не способен сопротивляться злу, но, с другой стороны, «вооружённая безнравственность» очень опасна для окружающих. Поэтому человек должен развиваться гармонично, без перекосов в ту или иную сторону. Если обобщить рассуждения наиболее известных мастеров, то под физическим совершенствованием они понимают улучшение физических качеств через изучение приёмов каратэ, а под интеллектуальным — изучение философии и истории предмета. Суть же духовного совершенствования, несмотря на постоянное упоминание, современные авторы не раскрывают даже в общем смысле (некоторые авторы иногда используют вместо термина «духовное совершенствование» словосочетание «нравственно-этическое воспитание», что, па мой взгляд, ближе к истине). Обобщённые суждения современных мастеров на эту тему вызывают много вопросов, а недосказанность приводит к ошибочности в уяснении сути проблемы, а это недопустимо, когда речь идёт о совершенствовании личности.

О физическом совершенствовании. Главная методическая мысль о физическом совершенствовании в каратэ, которую можно извлечь из многочисленных источников, заключается в том, что, изучая приёмы каратэ, мы развиваем все необходимые физические качества, а далее, совершенствуя эти качества через многократное повторение приёмов с максимальной силой, скоростью и амплитудой движения, совершенствуем и технику, и физические качества. Подобный подход к физическому совершенствованию, на мой взгляд, является ошибочным и даже вредным, наносящим ущерб здоровью и тормозящим рост технического мастерства. Во-первых, изучению приёмов каратэ должно предшествовать воспитание необходимых физических качеств и двигательных навыков, а не наоборот, поскольку новое и неестественное для человека движение невозможно освоить без предварительной специальной подготовки. Во-вторых, многократное повторение однотипного действия, удара рукой или ногой с максимальной силой и скоростью как но тренажёру, так и без него, травмирует суставы и связки, деформирует соответствующие отделы позвоночника. В-третьих, процесс совершенствования физических качеств того или иного приёма каратэ не беспределен и ограничен индивидуальными возможностями человека и связан с его возрастом. Более подробно данная тема ещё будет рассмотрена, здесь же отмечу главное — нельзя путать процессы физического совершенствования человека, где целью является улучшение его физического здоровья и двигательных возможностей, со специальной физической подготовкой, направленной на совершенствование выполнения конкретного приёма каратэ. И ещё. Очень многие заблуждаются, считая, что многократное выполнение приёма в полную силу ведёт к его совершенствованию. Совершенствование техники единоборства зависит от очень многих факторов, одним из которых является возраст. Период до 30 лет характеризуется максимальными возможностями для совершенствования физической составляющей того пли иного приёма. Период от 30 до 50 лет называют периодом стабилизации, когда физические качества уже можно только поддерживать, и то при условии систематических и методически правильных занятий. После 50 лет наступает деструктивный период, который характеризуется снижением физических характеристик выполнения известного приёма.

Суть же физического совершенствования в каратэ в контексте многолетней деятельности заключается в том, чтобы сохранить физическую активность в русле своей специализации, меняя характер известных движений сообразно физическим возможностям данного возрастного периода. Кроме того, важно и каким направлением деятельности в каратэ занимается человек. Если это физкультурное направление, то здесь достаточно сосредоточить внимание на общей физической подготовке и совершенствовании форм, так как для того чтобы выполнять ката и кихон в соответствии с общими требованиями, вполне достаточно быть практически здоровым. Для участия в спортивных соревнованиях нужна специальная физическая и тактико-техническая подготовка, которая вытекает из требований правил и регламента проведения соревнований. Очевидно, что в том и в другом случае вопросы интеллектуального и духовного воспитания с каратэ напрямую никак не связаны. Вопрос комплексного воспитания, где физическая подготовка имеет свои особенности, становится актуальным, когда каратэ, являясь частью профессиональной подготовки, становится оружием. Именно здесь возникает опасность «вооружённой безнравственности». Осознание собственного превосходства над людьми, которое даст специальная подготовка и «право на убийство», может в корне изменить мировоззрение человека. И здесь возрастает значение философской категории «совершенствование личности» в сё духовном и интеллектуальном аспектах.

Об интеллектуальном совершенствовании

Современные японские мастера традиционно видят интеллектуальное совершенствование в каратэ в изучении философии, разумеется, только восточной, истории предмета в выгодном для каратэ толковании и некоторых аспектов восточной медицины. Мне кажется, что пренебрежение знаниями и опытом европейской культуры в боевых единоборствах и в воинском искусстве вообще, а также в других смежных областях идёт не на Пользу японскому каратэ. Если искусство не развивается, не приобретает новые формы, не обогащает внутреннее содержание, оно становится застывшим искусством прошлого. Расширение уровня познаний вообще полезно для ума, а для профессионала-единоборца новой формации, с человеческим лицом, просто необходимо. Кроме восточной философии и медицины, Современному мастеру каратэ необходимы и другие знания, способствующие пониманию процессов роста Мастерства. Например, в анатомии и физиологии в определённом объёме, биомеханике, теории и методике физического воспитания, педагогике, некоторых вопросах психологии, например психологии конфликта. Мастер должен владеть навыками оказания первой помощи при травмах и, конечно, знать свой предмет и развивать его, занимаясь научной и изыскательской деятельностью.

О духовном совершенствовании

Одним из наиболее важных аспектов комплексного воспитания является воспитание духовное. В современном мире, мире ложных кумиров и ложных ценностей, воспитательный процесс либо отсутствует вообще, либо заменён процессом выращивания тела через усиленное питание, занятие элитными видами спорта, изучение неоправданно завышенного количества предметов. А тот вакуум духовного воспитания, который создан несовершенством образовательной системы, успешно заполняется «бесовщиной», которая огромным потоком обрушивается на нас с экранов телевизоров, с эстрады, из газет и журналов и других средств массовой информации. Уже давно никто не занимается вопросами массовой физической культуры и массовым спортом, вопросами воспитания личности спортсменов. Спортивных руководителей сегодня в большей степени интересует финансовая сторона спорта. Торговля «мышцами» сегодня становится одним из самых доходных видов бизнеса. Внутренняя нечистоплотность современного спорта при внешней привлекательности его фасадной части не даёт оснований полагать, что спорт сегодня может рассматриваться как система воспитания молодёжи. Спортивное каратэ, как часть современного спорта, полностью отображает в себе все пороки общества. Поэтому очень странно бывает слы шать из уст некоторых представителей спортивного каратэ слова о том, что занятия каратэ способствуют совершенствованию личности, в том числе и духовному совершенствованию. Современное каратэ не является средством ни интеллектуального, ни духовного воспитания.

Конечно, каждый, кто занимается каратэ, может совершенствоваться и духовно, и интеллектуально, но это никак не связано с занятиями каратэ и не вытекает из этого. Что же понимать под духовным воспитанием и совершенствованием? В любой религии под духовным воспитанием понимается формирование у человека осознанного и трепетного отношения к вере и любви к Богу. Православное христианство, кроме этого, говорит и о формировании у человека способности жертвовать собой, своими личными интересами ради блага ближнего. Под духовным совершенствованием понимается стремление человека к избавлению от всех пороков и грехов, присущих человеку, таких как гордость, тщеславие, властолюбие, жажда накопления материальных благ, блуд, зависть и подобное прочее. Имеет ли такое стремление хоть какое-то отношение к каратэ? И способен ли современный мастер каратэ к подобному духовному подвигу? Если и да, то в силу причин, не связанных с каратэ. Кроме того, не ясно, какую духовную практику имеют в виду идеологи современного каратэ, когда говорят о необходимости духовного совершенствования. Очевидно, что термин «духовное совершенствование», определяющий одну из сторон воспитания личности в каратэ, здесь совсем не уместен и искусственно притягивается с целью создания внешней привлекательности. Учитывая, что религиозная ориентация и боевое единоборство прямо не связаны между собой, хотя и могут иметь взаимовлияние, было бы правильно использовать термин «нравственное совершенствование», как логическое продолжение нравственного воспитания, с точки зрения воинской морали.

Что же понимать под нравственным воспитанием с точки зрения воинской морали? Мораль — это обобщённые правила нравственности, которые определяют поведение человека в обществе. Например, для православного христианина такие нормы поведения, как нe воровать, не убивать, не лжесвидетельствовать, не блудить и далее по Писанию, являются незыблемыми. Очевидно, что мораль современного общества очень далека от этого, но тем не менее она не вызывает особого осуждения ни со стороны власти, ни со стороны общественности. Так что морали могут быть разные. Именно поэтому воспитательный аспект в боевых единоборствах очень важен, так как от этого зависит, у кого в руках окажется оружие. Воин — это защитник государства, общественного устройства, граждан страны (в идеале). К воинам можно причислить и сотрудников правоохранительных органов, а также в определённой степени и тех, кто профессионально занимается боевыми единоборствами, так как эти люди так или иначе имеют отношение к воинскому делу (это, конечно, не относится к современным коммерческим направлениям). Что же такое воинская мораль, и как она определяет поведение человека в обществе? Воинское сословие всегда считалось элитой общества, поэтому общество и доверяло ему собственную безопасность. В воинской морали принципы добродетели составляют основу правил нравственности: честность, справедливость, готовность жертвовать собой, безусловное ис| полнение воинского долга, патриотизм. Сегодня в России нравственным воспитанием воинов фактически никто не занимается, и это очень опасно как для общества, так и для государства. Интересно замечание одной иностранки, которая уже давно живёт в Москве: «Москва — очень хороший город и вполне европейский, но мог бы быть ещё лучше, если бы не милиционеры». Она имела в виду тех сотрудников милиции, с которыми ей приходится сталкиваться на улицах города повседневно. С её точки зрения, поведение этих людей никак не увязывается с моральным обликом «воина-защитника». В основе воинской морали лежат нравственные общечеловеческие принципы, и поведение людей, владеющих огнестрельным оружием или приёмами рукопашного боя, должно соответствовать этим принципам. Нельзя обучать боевым приёмам и давать в руки оружие без соответствующего педагогического воздействия, одной из составляющих которого является нравственное воспитание. Нельзя доверять защиту правопорядка безнравственным людям.

Часто задают вопрос: как согласуется нравственный догмат «не убивай» с воинской моралью, с необходимостью воина убивать при выполнении воинского долга? Убийство — это большой грех, крайнее проявление зла. Вместе с тем православные философы говорят, что несопротивление злу в любых его проявлениях — это тоже грех. Но не каждый человек способен защитить себя от зла. Религия помогает человеку спастись от духовной гибели, а воины с помощью Всевышнего спасают человека от посягательства врагов и физического уничтожения. Причём здесь имеются в виду не только профессиональные военные, но и люди, которые по иуху являются «воинами-защитниками». В старые времена святые отцы благословляли воинов на ратные подвиги во имя спасения отечества, тем самым снимая с них тяжесть греха за убийство врага. Уничтожение врага ради спасения отечества, собственной жизни и жизни мирных людей не является грехом и считается одним из основополагающих принципов воинской морали. В «Бусидо» есть правило, которое запрещает самураю первому применять оружие. Это правило легло в основу философской концепции о самурайской выдержке. Однако современные трактовки этой концепции не всегда бывают верными и часто говорят о том, что самурай ни при каких обстоятельствах не должен первым «обнажить меч». Догмат о неприменении оружия первым относится к нравственной категории. Суть его заключается в том, что воин, призванный защищать, не должен вынашивать агрессивные замыслы и использовать своё воинское искусство против мирных граждан. Но если он находится в состоянии войны, знает об агрессивных замыслах врага, то сообразно военной тактике может наносить и опережающие удары.

Воинская мораль — это свод правил нравственности, которые определяют поведение воина в обществе, как защитника отечества и его граждан. Если с этой же позиции рассматривать вопросы воспитания и совершенствования личности в боевых единоборствах, то, по моему мнению, следует опираться на философскую концепцию о трёх составляющих, которая говорит о трёх «ипостасях» человека — духовном, интеллектуальном и физическом как о едином целом. Под духовным воспитанием здесь следует понимать воспитание нравственное, основанное на соблюдении принципов воинской морали. Под воспитанием интеллектуальным понимается овладение знанием тех наук, которые прямо или косвенно касаются боевых искусств, участие в научно-изыскательской деятельности в этой области. Под физическим воспитанием следует понимать процесс формирования физических качеств и двигательных навыков, необходимых для овладения приёмами боя. Только при совокупности указанных направлений в воспитательном воздействии можно говорить о гармоничном воспитании мастера в каратэ. Следовательно, и вопросы совершенствования личности в каратэ можно рассматривать только в этом контексте.

Как уже было отмечено выше, совершенствование — это логическое продолжение воспитательного процесса. Очень важно, чтобы педагогическая система формирования мастера в каратэ методически увязывала периоды обучения и совершенствования в процессе многолетней деятельности.

/