Без рубрики

Тати как образец для син-гунто и кай-гунто

Тати как образец для син-гунто и кай-гунто

24.09.2012

Тати — традиционный меч на перевязи, который носили, подвешивая на двух обоймицах (аси), — был взят за образец при создании армейских син-гунто и кай-гунто

 

Отличительной особенностью конструкции традиционной аси является отсутствие отдельного колечка для подвешивания и наличие отверстия для петли перевязи. 

 

В отличие от катана и вакидзаси ножны тати во время Второй мировой войны не приспосабливали для военных целей. На фотографиях того периода нет офицеров с такими мечами даже на церемонии сдачи оружия при капитуляции. 

Известны только два образца тати периода Сева, которые могли иметь отношение к военному использованию, хотя авторам не удалось осмотреть их лично. 

1. Стандартный син-гунто с окрашенными в красный цвет металлическими ножнами, снабженными двумя аси в стиле тати. Клинок периода Сева мастера Асано Канэдзанэ. Гарнитура рукояти и ножен посеребренная. 

2. Типичный традиционный гражданский стиль итомаки-но-тати, отличительной особенностью которого является простирающаяся от устья на треть длины обмотка красновато-коричневых ножен. При этом из-под коричневой тесьмы проступают фрагменты коричневато-золотой парчовой ткани, служащей подкладкой для обмотки. Таким же образом оформлена и рукоять. Характерные аси в стиле тати. Гарнитура рукояти и ножен из позолоченного железа или стали украшена гравировкой с изображением листьев. 

 

Цуба (гарда) также в стиле тати. Все съемные детали прибора рукояти, включая цубу и серебряный хабаки (воротник на основании клинка), проштампованы сборочным номером 134. Традиционные мануки (декоративные накладки на рукояти) с изображением дерущихся собак Клинок, подписанный: «Коа Иссин Мантэцу», — датирован 1941 г. и на обухе хвостовика также имеет штамп с номером 134. Прибор син-гунто на образце 1, как будто указывает на военное применение, тем не менее более вероятно, что меч предназначался дая подарка или выставки. На итомаки-но-тати вообще нет характерных следов износа. Однако совпадающие сборочные номера свидетельствуют, что гарнитура рукояти и клинок сделаны в одно время. 

Следует принять во внимание, что переделать син-гунто в тати после войны ради более выгодной продажи, как в образце 1, было бы нетрудно и гораздо труднее в случае 2. Все такие мечи перед покупкой необходимо тщательно осматривать, проверяя сохранность и износ под гарнитурой, наличие свежей подкраски и, возможно, современного серебрения или золочения.

/