14.03.2012
Синсэн Сёдзироку — 新撰姓氏録 — «Новые списки родов».
«Синсэн Сёдзироку» представляет собой генеалогические списки, составленные в 815 г. В них внесены 1182 рода с указанием их родоначальников (мифологических, легендарных и исторических) из столицы Хэйан и пяти провинций центральной Японии (район Кинай), которые можно считать основой правящего класса того времени. В предисловии к «Синсэн Сёдзироку» говорится, что в последнее время люди низкие и переселенцы с материка (корейцы и китайцы) стали утверждать, что произошли от японских божеств (ками). Для исправления этой приводящей к социальному хаосу недопустимой ситуации и были составлены эти генеалогические списки. Таким образом, целью составления «Синсэн Сёдзироку» было приведение современной социальной структуры в соответствие с синтоистским мифом и его сакральной генеалогией. В связи с этим внесенные в список роды делились на следующие категории:
- Потомки императоров, т.е.. в конечном счете, потомки Аматэрасу.
- Потомки небесных божеств, т.е. тех божеств, которые родились на Небе.
- Потомки детей и внуков небесных божеств.
- Потомки земных божеств, т.е. тех божеств, которые родились на земле.
- Потомки переселенцев из Кореи и Китая.
Таким образом, данные «Синсэн Сёдзироку» содержат ценнейшую информацию не только по социальной истории того времени (свидетельствуя, в частности, о самогерметизации правящей элиты, для чего был использован синтоистский миф), но и по структуре синтоистского пантеона. Наиболее общей закономерностью его построения является признание того факта, что чем раньше появилось божество на свет, тем большей значимостью оно обладает. Поскольку прародительница императорского рода Аматэрасу фактически принадлежит к категории потомков детей и внуков небесных божеств (тэнсон), ее главенствующее место в пантеоне и системе культов государственного синто следует признать явлением сравнительно поздним. Использование сакральной генеалогической информации (как «Синсэн Сёдзироку», так и других источников, для которых списки «Синсэн Сёдзироку» послужили образцом) являлось обязательным элементом для самоидентификации рода, семьи и конкретного человека на всем протяжении японской истории вплоть до новейшего времени.