07.12.2011
К концу VII столетия в Японии сформировалось довольно сильное государство централизованного типа, получившее свою законченную форму в VIII в. — «золотом веке» древнеяпонской государственности.
Образцом для подражания японцев был соседний Китай. Процесс становления государственности по китайскому образцу сопровождался проведением крупномасштабных реформ. Одним из направлений реформирования была сфера образования, поскольку овладение грамотой для ведения текущих государственных дел было совершенно необходимо. В конце VII столетия появляется столичная школа чиновников, а в начале VIII в. появились школы и во всех провинциях.
В школах чиновников на основе уже сложившихся в Китае текстов, активно ввозимых в то время, изучались произведения конфуцианской классики, сочинения по истории, математике, медицине, астрономии и астрологии, а также законы (как японские, так и китайские). Усвоение единого корпуса текстов создавало единую культурную память, без которой невозможно формирование общенациональной культуры и создание централизованного государства. В это время основным каналом проникновения китайской культуры в Японию была письменная информация (что, в первую очередь, было связано с географическим положением Японии), а китайский язык стал «универсальным языком общения» для представителей правящей элиты как на межгосударственном (контакты с соседними государствами), так и на внутригосударственном (официальная документация) уровнях. В периоды Нара и Хэйан появляются законодательные, летописные, буддийские и литературные произведения, складывается система государственного и частного образования.
В итоге совокупными усилиями всех учебных заведений и домашних наставников в правящей среде широко распространилась книжная ученость. О степени проникновения китайской книжной образованности красноречиво говорят хотя бы такие факты. В 890-е гг. знаменитый ученый Фудзивара-но (Фудзи) Сукэё опубликовал «Каталог произведений, встречающихся в японском государстве» («Нихонкоку гэндзай сё мокуроку»), где перечислялись 1579 названий китайских сочинений, имевшихся в Японии. В другом произведении, дневнике известного государственного деятеля и ученого Фудзивара-но Еринага (1120-1156) «Дайки», отмечалось, что только за 1142 г. он прочел 1030 свитков с различными китайскими сочинениями, из которых 362 — конфуцианские, 326 — исторические, а 342 — все остальные, включая чисто литературные. Однако иноземное влияние на культуру древней Японии не было самодовлеющим, скорее наоборот: из китайского опыта, в том числе и книжной мудрости, заимствовалось самое необходимое, а на его основе создавалась собственная культурная традиция.
Образование в древней Японии
Японская система образовательных учреждений заметно отличалась от своего китайского прототипа. Это объясняется двумя основными причинами: во-первых, китайская система высших учебных заведений к моменту установления танской династии прошла достаточно долгий (более семи столетий) путь апробирования временем; во-вторых, в Японии аристократические традиции оказались намного сильнее, чем в Китае, что привело к большей роли «частных школ» (сигаку). Танская система государственных школ включала следующие учебные заведения: Гоцзысюэ («Школа сынов государства»), где обучались сыновья и внуки высших чиновников (300 человек); Тайсюэ («Высшая школа»), где учились сыновья и внуки остальных придворных чиновников (500 человек); Сымэньсюэ («Школа четырех ворот»), куда зачислялись дети среднеранговых чиновников и наиболее талантливые простолюдины (1300 человек); Люйсюэ («Школа изучения законов»), предусмотренная для детей низкоранговых чиновников и простолюдинов (50 человек); наконец, Шусюэ («Школа письма») и Сюаньсюэ («Школа счета»), где могли проходить обучение дети низкоранговых чиновников и простолюдины (каждая по 30 человек). Помимо этого, существовал еще Гуанвэньгуань («Институт развития литературного искусства») — некоторый аналог современной «аспирантуры», куда направлялись 60 лучших студентов для дальнейшего обучения и получения высших ученых званий.
Японская система учебных заведений не имела такого развернутого характера, а состояла первоначально из двух типов школ: Дайгаку и кокугаку (позднее к ним добавились сигаку и Сюгэй сюти-ин). Такое положение говорит о меньших возможностях получения образования выходцами из низших слоев японского общества. Следовательно, японская система образования уже изначально строилась таким образом, чтобы более соответствовать местным реалиям (и, разумеется, аристократическим традициям) и не допускать в ряды управляющей элиты представителей неаристократических родов (исключения были сделаны только для нескольких иммигрантских родов, находившихся на придворной службе).
История конфуцианского книжного образования в традиционной Япония четко делится, по крайней мере, на три периода. Первый период охватывает эпохи Асука, Нара и Хэйан, когда были заложены основы конфуцианского образования в Японии. Второй период приходится на эпохи Камакура и Муромати, когда произошел синтез самурайского военно-прикладного и конфуцианского книжного образования. Наконец, третий период соответствует эпохе Токугава, когда происходит переосмысление некоторых идеалов самурайства под влиянием проникавшего из Китая неоконфуцинства чжусианского толка. В данной публикации анализируются реалии, имеющие отношение только к первому периоду.