27.09.2012
Клинки «Коа-Иссин Мантэцу» являются комплексной конструкцией с сердцевиной из мягкой и кожухом из твердой высокоуглеродной стали
«Мантэцу» — игра слов, так как сочетание иероглифов можно интерпретировать по-разному: (а) Южно-Маньчжурская Железнодорожная Компания; (б) Маньчжурское железо; (в) полный железа; и (г) удовлетворение (спроса) на железо. Если такое выражение встречается на хвостовиках клинков, то его значение более всего соответствует варианту (б). Однако подобный перевод вовсе не предполагает, что все они производились в Маньчжурии.
Согласно полученной недавно информации, существовало два «сорта» клинков Мантэцу. Первый, лучшего качества, изготавливался в Японии, тогда как худший, второй, — в Маньчжурии (Маньчжоуго). На хвостовиках обоих видов датировка проставлена по зодиакальному принципу (т.е. знаками 60-летнего цикла), и различаются они по основной надписи. На образцах японского производства высечено: «Коа Иссин» (патриотическое выражение, означающее «Всем сердцем за процветание Азии»), а также: «Мантэцу саку корэ о» (сделано из Мантэцу). На маньчжурских клинках обычно стоит следующее: «Мантэцу (но) китаи цукуру корэ о («выковано из Мантэцу»), иногда с добавлением штампа Мукденского арсенала «Нан».
Клинки «Коа-Иссин Мантэцу» являются комплексной конструкцией с сердцевиной из мягкой и кожухом из твердой высокоуглеродной стали, подвергнутой закалке в воде для получения смешанного хамона, который состоит из ниэ и ниои"’. В действительности встречается и хамон из одних частиц ко-ниэ (маленькие ниэ). Они обладают хорошими режущими свойствами, а их форма отличается некоторым изяществом, напоминая мечи периода Кото. Образцы маньчжурского производства, по-видимому, получены методом прокатки металла и закалены в масле. Они широкие, тяжелые, возможно, имеют хамон, внешне похожий на ниои.
На хвостовиках с надписями, которые содержат только датировку зодиакальными знаками, относящимися к 1938 г. (другие даты обнаружить не удалось), встречается логограмма Южно-Маньчжурской железнодорожной компании. Обычно эти клинки широкие и тяжелые, однако среди них попадаются образцы с хамоном из чистых ко-ниэ. Метод изготовления, очевидно, такой же, как и клинков «Коа-Иссин Мантэцу», но, где они произведены, в Японии или в Маньчжурии, неизвестно, хотя второе кажется более вероятным.
Можно предположить, что в конце 1930-х гг. Южно-Маньчжурская железнодорожная компания начала производство клинков комплексной конструкции. Этот метод был взят на вооружение и в Японии при создании клинков из импортной маньчжурской стали. Однако подчинение Южно-Маньчжурской железной дороги армейским структурам в начале 1940-х гг., очевидно, привело к изменению технологии и для ускорения производства заставило перейти на изготовление клинков из одного куска стали с последующей закалкой в масле.
Термин «абура-яки» означает «закаленное в масле», что можно отнести ко всем изделиям не водяной закалки. Такая операция ускоряет процесс получения готовой продукции, одновременно снижая ее качество, но удовлетворяя масштабам спроса. Существовало несколько вариантов технологии с масляной закалкой на последнем этапе, которые давали различный конечный результат с разным уровнем качества клинка. Лучшие образцы можно классифицировать как «абура яки-ирэ со слоистой структурой», их изготовление предусматривает ручную ковку при использовании фабричной стали. При другой, более распространенной технологии, стадия складывания и проковки отсутствует, а процесс изготовления, называемый сунобэ, ограничивается ковкой и вытягиванием одного бруска стали фабричного производства в полосу клинка. На всех экземплярах, выполненных таким способом, часто имеются подпись кузнеца, дата и военный штамп.
По мнению голландского эксперта Хань Бин Сюна, только клинки, полностью прошедшие традиционные этапы складывания и проковки (ори-каэси-танрэн), могут выдерживать резкую смену температуры при закалке водой. Таким образом, существование некоей промежуточной технологии между процессом изготовления гэндайто из фабричной стали и производством хан-танрэн абура яки-ирэ невозможно, а «частично» сложенных, прокованных и закаленных в воде клинков не бывает. Однако он предполагает, что клинки «Коа-Иссин Мантэцу» способны переносить водяную закалку, поскольку сделаны из двух сортов стали разной твердости.