03.12.2011
В начале XIX века Исо Матаэмон основал школу дзюдзюцу Тэдзин Син-ё Рю.
Школа дзюдзюцу Кито Рю образовалась в эпоху Эдо и представляла собой боевую систему, в которую входили техники боя как с оружием, так и без оружия. Она послужила основой для Кодокан Дзюдо, а также современного спортивного дзюдо. С течением времени акцент в исполнении техник смещался в сторону эстетического. Терада Канъемон, пятый патриарх школы, после ухода с поста главы школы основал стиль дзюдзюцу Дзикисин Рю. Он впервые употребил термин «дзюдо», а также соотнес практику боя без оружия с философскими категориями.
В начале XIX века Исо Матаэмон основал школу дзюдзюцу Тэдзин Син-ё Рю. Это была система, которую можно было назвать дзюдзюцу в современном смысле этого слова. Основной акцент делался на практике атэми (ударов) и ката (формальных упражнений) для отработки как боевого, так и эстетического компонента дзюдзюцу. В это время и другие системы боевых искусств начали строить свои философские концепции на основе дзэн-будцизма, формализуя практику боевых искусств в виде пути просветления. Кюдзюцу, искусство стрельбы из лука, начало превращаться в кюдо, уделявшее исключительное внимание правильности натягивания тетивы и выполнению выстрела, который необязательно должен был точно попасть в цель (в действительности в кюдо стрелы выпускаются в цель, находящуюся на расстоянии всего лишь два метра). Кэндзюцу, фехтование на мечах, эволюционировало в кэндо, в котором поединки ведутся на легких мечах из бамбуковых полос (в настоящее время кэндо стало спортом, в котором проводятся соревнования). Иайдзюцу, искусство мгновенного выхватывания меча и фехтования в стесненных условиях (внутри дома или в городском переулке), стало превращаться в иайдо, в котором главным аспектом тренировки стало выполнение ката с мечом. В целом, можно сказать, что традиции дзюцу, «искусства», или «способа», ориентированные на боевую эффективность, стали заменяться принципом до, пути духовного постижения, в котором основной акцент делался на то, как практикуется искусство, а боевые аспекты оказывались на втором плане или исключались.
Можно сказать, что золотой век дзюдзюцу совпал с эпохой Эдо, с начала XVII по середину XIX века. В эпоху Мэйдзи стили дзюдзюцу, имевшие боевую направленность, начали стремительно исчезать. Тем не менее в это время существовали 725 различных школ боевых искусств, которые практиковали техники, подходящие под определение дзюдзюцу.
В 1882 году, вскоре после начала эпохи Мэйдзи, Дзигоро Кано основал стиль Кодокан Дзюдо. Профессор Кано изучил многие старые стили дзюдзюцу, достигнув особого мастерства в стилях Кито Рю и Тэдзин Син-ё Рю. В те времена понятие дзюдзюцу ассоциировалось с криминальным миром и безвкусными демонстрациями «боевых навыков». Профессор Кано, помимо преподавания дзюдзюцу, работал в токийской Высшей общеобразовательной школе и стал первым президентом японского общества физического воспитания (организации наподобие ассоциации непрофессионального спорта в США). Он сумел сделать дзюдзюцу общественно приемлемой системой физического воспитания, которая стала практиковаться в общеобразовательных школах по всей Японии. Он исключил из практики откровенно опасные техники и изменил ряд других с целью обеспечения безопасности тренировок, а также разработал единую систему преподавания, В результате образовался стиль Кодокан Дзюдо. Хотя этот стиль больше известен тем, что на его основе было создано современное спортивное дзюдо, в нем сохранились многие техники старых стилей дзюдзюцу. Эти техники преподаются старшим ученикам и в настоящее время. Помимо этого, Дзигоро Кано ввел систему рангов кю и дан, которая применяется многими современными боевыми искусствами. Ученические степени кю, общим числом 10, отмечались с помощью цветных поясов, учительские же степени дан отмечались с помощью цветных полос на черном или красном поясе.
Профессор Кано принял для своей школы три вида тренировочной практики. Первый, ката (буквально «танец»), представлял собой последовательное выполнение определенных наборов технических приемов и предназначался для неторопливой, изящной и гладкой отработки техники, развивая в учениках навыки приемов и координацию движений. Второй, рандори («свободная игра»), представлял собой парную работу, в которой два партнера поочередно выполняли различные технические приемы — броски, захваты, болевые контроли и удушающие приемы, в аккуратной и дружественной манере помогая друг другу лучше освоить технику. Третьим видом был сиай («бой»), или соревнование с соблюдением определенных правил. Считается, что ката тренирует тело, рандори тренирует ум, а сиай тренирует дух.
Современное дзюдо стало соревновательным спортом. Акцент на соревнования вряд ли входил в намерения профессора Кано, однако влияние Запада на боевые искусства, в особенности включение дзюдо в состав олимпийских видов спорта в 1964 году, привело к тому, что практика сиай стала основной в большинстве школ дзюдо.