05.12.2011
Это город в паре часов на северо-запад от Киото, у моря, где находится самый красивый в Японии сад Кэнрокуен (Kenrokuen).
От городского вокзала по кольцевому маршруту через все туристские места ходит специальный автобус. Времени на Канадзаву у нас было немного, поэтому мы ограничились лишь двумя самыми интересными достопримечательностями садом и Ниндзя-дэра.
В Японии (точнее в Китае большинство японских идей в искусстве пришли из Китая) под красоту подведена серьезная база. Чтобы сад был по-настоящему красивым, в нем обязательно должны сочетаться шесть элементов: уединенность, простор, орнамент, старина, панорама, текущая вода. Собрать их вместе очень трудно. Если попытаться создать ощущение простора, пропадет атмосфера тишины и уединения. Если добавить искуственные украшения и орнамент, пропадет ощущение старины. Если сделать много текущей воды, пропадет панорама. Кэнрокуен практически единственный сад в Японии, где создателю удалось удачно соединить вместе все необходимые элементы.
Когдая только зашел в сад, первое впечатление было не слишком сильным парк и парк. Дорожки, деревья, фонтан, озеро это все не редкость. Только минут через двадцать сад начал проникать в меня, пропитывать своей атмосферой, а через полчаса я понял, почему этот сад считается самым красивым в Японии. В нем есть трудно выражаемое словами чувство гармонии, постоянно меняющаяся атмосфера. Ручейки, идеально расставленные камни, первый фонтан в Японии, множество мелких водопадов, раскидистые сосны, настолько огромные, что их ветки поддерживаются десятками подпорок. И в конце широко открывающаяся горная панорама дивной красоты. Как человеку удалось все это создать, для меня такая же непонятная загадка, как и музыка, возникающая из под чьих то пальцев.
Из сада, все еще под впечатлением, мы поехали в Ниндзя-дзра (Ninja-deru). Это небольшой храм, с виду совсем маленький. Но сделан он был для того, чтобы прятаться, убегать от врагов и защищаться от нападений. Храм просто напичкан всякими ловушками наступив не на то место пола, проваливаешься в яму, через тонкие ступени можно было колоть ноги нападавших копьями, под решеткой ящика для пожертвований спрятана секретная комната, дверь, если ее открыть вправо, вела на улицу, а если влево в секретный проход… И так далее. Говорят, что из дворца в храм ведет секретный подземный туннель, но точно это неизвестно. Самому по храму погулять, к сожалению, не дают, только с туром. Тур, естественно, на японском. Впрочем, нам к тому времени это было уже несущественно, хоть на суахили… Не понимающим по-японски выдают брошюрки на английском, где рассказывается про каждую ловушку и прочие хитрости храма. Проездной на поезд надо было использовать по максимуму, поэтому ночевать в Канадзаве мы не стали и запрыгнули в поезд до Такаямы.