Без рубрики

Воспитание личности

Воспитание личности

01.12.2011

Воспитание личности и двигательных навыков, необходимых для изучения приёмов каратэ

 

Многолетняя деятельность в единоборствах — это процесс постепенного перевоплощения подростка, с его примитивным пониманием сути боевых искусств, В мастера-наставника, способного к педагогической, творческой и научно-изыскательской деятельности в этой сфере. Именно эту цель преследует любое направление боевого искусства как система формирования личности в отличие от современных спортивных направлений, где главная и единственная цель — это достижение спортивных результатов. Процесс такого перевоплощения охватывает несколько периодов возрастного развития человека. Естественно, что тематика и структура занятий, их содержание, средства и методы педагогического воздействия будут меняться от этапа к этапу в соответствии с возрастными особенностями и логикой совершенствования мастерства. В отличие от существующих концепций многолетней деятельности в спортивных единоборствах, суть которых заключается в отборе «самородков» и доведении их любой ценой до спортивной победы, предлагаемая концепция рассматривает многолетнюю деятельность в каратэ как систему формирования личности через ежедневную воспитательную работу независимо от степени талантливости воспитанников. Достижение спортивных результатов в этой системе не является самоцелью, а есть её составная часть.

Многолетнюю деятельность в боевом искусстве каратэ можно разделить на три взаимосвязанных периода:

1. Период обучения, или «школа». 

2. Период максимальной реализации способностей и дальнейшего совершенствования мастерства.

3. Период творческой активности и наставничества.

Для того чтобы достичь вершин мастерства, необходимо последовательно пройти подготовку на всех этапах каждого периода, возрастные границы которых колеблются в зависимости от индивидуальных особенностей человека и от возраста, в котором он начал заниматься каратэ. Оптимальный возраст для начала занятий 12 лет. Тогда при соблюдении прочих условий можно построить процесс обучения со всей полнотой содержания программы и методики педагогического воздействия. Очевидно, что и программа, и методика для тех, кто начинает занимать в старшем возрасте, скажем, в 20 лет, будет отличаться от программы и методики, охватывающей полный многолетний цикл. Временную шкалу полного многолетнего цикла можно представить следующим образом.

Если исходить из того, что человек начал заниматься в возрасте 12 лет, то при соблюдении всех прочих условий он должен к 35—40 годам достичь определенного уровня технического мастерства, приобрести практический опыт преподавательской деятельности, быть способным к творческой и научной деятельности. Безусловно, что всё это возможно при наличии ясной и понятной программы действий, позволяющей своевременно и в нужном объёме предложить необходимый учебный материал, научно обоснованную методику обучения и квалифицированных преподавателей.

Каждый из периодов многолетней деятельности можно разделить на этапы, во временных границах которых решаются необходимые педагогические задачи. Однако если временные границы этапов первого «школьного» периода строго определены, то разделение второго и третьего периодов на этапы относительно и зависит от индивидуальных особенностей человека. Период обучения — «Школа» — делится на три этапа:

1. Этап начальной подготовки — 2 года обучения.

2. Этап совершенствования — 3 года обучения.

3. Этап перспективного профилирования — 2 года обучения.

Педагогические задачи этана начальной подготовки Коротко можно сформулировать следующим образом:

1. Формирование интереса к занятиям каратэ.

2. Воспитание общей физической подготовленности.

3. Воспитание личности и двигательных навыков, необходимых для изучения приёмов каратэ.

4. Воспитание первоначальных навыков ведения единоборства.

5. Ознакомление с первоначальными знаниями о предмете каратэ.

Задачи, стоящие перед педагогом на этапе совершенствования, определены самим названием этапа. В общем, это совершенствование как физических, так и личностных качеств воспитанников. В более конкретном виде их можно представить так: 

1. Воспитание личности и осознанного отношения к занятиям каратэ.

2. Воспитание осознанного отношения к здоровому образу жизни. 

3. Совершенствование навыков, полученных на предыдущем этапе.

4. Формирование специальных физических качеств и двигательных навыков.

5. Формирование навыков ведения спортивного поединка. 

6. Повышение уровня теоретической подготовленности. 

7. Воспитание личности и нравственных устоев в условиях реалий современного общества.

Этап перспективного профилирования — наиболее важный этап периода обучения. 

На этом этапе закладываются предпосылки для формирования качеств, присущих мастеру боевых искусств, создаётся интеллектуальная, нравственная и физическая основа для успешного роста мастерства, но уже на другом, качественном, уровне. Задачи данного этана следующие:

1. Повышение уровня наиболее важных сторон специальной физической подготовленности, а именно: быстроты сложной двигательной реакции и скоростно-силовых качеств выполнения приёма. 

2. Совершенствование навыков, полученных на предыдущих этапах обучения. 

3. Совершенствование навыков выполнения известных приёмов до уровня техники.

4. Введение в реальный поединок. Ознакомление с особенностями боевого каратэ.

5. Участие в календарных соревнованиях национального и международного уровня. 

6. Участие в инструкторской и судейской практике.

7. Повышение уровня подготовленности в вопросах теории и методики предмета и в вопросах морально-нравственного вocпитания.

Таким образом, период обучения определяет всю дальнейшую деятельность воспитанника в боевом искусстве. От того, с каким багажом знаний и умений он завершит этот период, в дальнейшем будет зависеть его значимость как мастера. Период обучения характеризуется с точки зрения педагогики крайней догматичностью, которая выражается в неукоснительном выполнении требований программы обучения. Главная задача данного периода — сформировать психофизическую и специальную двигательную базу для последующего совершенствования мастерства, выходящего за рамки обусловленных и спортивных действий. В начале и середине рассматриваемого периода занятия носят чисто подготовительный характер, но ближе к окончанию процесс обучения перестраивается в соответствии с главной задачей и закономерностями роста мастерства.

Следующий период — это время для максимальной реализации навыков и способностей, приобретённых на этапах предыдущего периода, и для дальнейшего совершенствования мастерства. В это время наиболее наглядно проявляются внешние признаки мастерства, происходит накопление практического и жизненного опыта. Возрастные границы этого периода находятся в пределах от 18-20 до 35-40 лет. Данный период можно условно разделить на два этапа. Первый этап, продолжительностью до 30 лет, наиболее благоприятен как для максимального развития специальных физических качеств и совершенствования навыков ведения по единка, так и для расширения уровня познания в теории и практике. Он характеризуется, как правило, активным участием воспитанника в спортивных состязаниях высокого уровня, показательных выступлениях и повышением интереса к инструкторской деятельности. Процесс обучения на данном этапе приобретает всё более выраженные черты углублённой специализации. Именно на этом этапе проявляется склонность воспитанника к тому или иному направлению деятельности в каратэ. Известно, что в жизни каждого человека наступает период стабилизации, который характеризуется достаточно устойчивым физическим состоянием, однако в этот период уже невозможно добиться серьёзного улучшения физических качеств, поэтому уровень физической подготовленности на данном возрастном отрезке будет определяться качеством физической подготовки предыдущего периода. Продолжительность периода стабилизации колеблется в пределах от 30 до 50-55 лет и существенно сокращается, если человек не занимается физической культурой. Следом за этим периодом наступает деструктивный период, который характеризуется снижением функциональных и адаптационных возможностей человека.

Второй этап рассматриваемого периода многолетней деятельности в каратэ накладывается на период стабилизации. Основная черта этого этапа с точки зрения профессиональной подготовки заключается в том, что физические качества уже можно только поддерживать, причём при условии систематических и методически правильно организованных занятий. С началом этого этана появляется тенденция к снижению общего объёма физических нагрузок и увеличению специализированных упражнений. Также происходят изменения в содержании и структуре как отдельного занятия, так и макроцикла подготовки в целом. На этом этапе, как правило, увеличивается объём инструкторской Практики, появляется интерес к освоению теоретических знаний в смежных областях, стремление к совершенствованию техники высокого уровня. Направленность педагогического воздействия в это время будет зависеть от того, каким видом деятельности занимается воспитанник. Профессиональная ориентация в этом случае влияет на постановку педагогических задач и выбор средств и методов воздействия. Рационализация процесса подготовки, варьирование содержанием и структурой занятий на втором этапе данного периода, логическое приведение всего комплекса воздействия на воспитанника к его профессиональной ориентации позволяют целесообразнее использовать средства и методы индивидуальной подготовки. Такой подход способствует более длительному сохранению деятельной активности воспитанника в боевом единоборстве, сдерживает тенденцию к снижению физических качеств, сохраняет интерес к более глубокому изучению боевого искусства.

Нижняя граница периода творческой активности и наставничества многолетней деятельности в каратэ колеблется в пределах 40-летнего возраста. Этот период характеризуется увеличением объёма организационной, педагогической, научно-изыскательской деятельности. Но очень многое зависит от способностей и возможностей человека заниматься деятельностью такого рода. Как бы мы рационально ни относились к организации индивидуальных занятий, рано или поздно начинается возрастное снижение функциональных и адаптационных возможностей организма. Это ещё не деструктивный период, но всё же перестройка процесса совершенствования мастерства должна проходить в том направлении, чтобы сохранить и общую дееспособность, и способность к специальной деятельности. В этот момент очень важно, чтобы на фоне положительных ощущений собственного физического состояния не перегрузить организм и защитить себя от травм. Занятия для большинства людей в этот период всё больше приобретают оздоровительный характер. Вместе с тем ещё сохраняется деятельная активность, которая проявляется в силу возможностей, способностей и интересов каждого конкретного мастера. У практикующих мастеров в этот период наблюдается перестройка характера движений как результат более рационального использования физических возможностей, рационального выполнения траекторий движений, но с учётом сохранения практического смысла действий и приёмов.

Вот вкратце таковы наиболее характерные черты многолетней деятельности в боевом искусстве каратэ как непрерывного процесса воспитания и совершенствования мастера. Разумеется, что в каждом конкретном случае возможны колебания возрастных границ периодов и этапов обучения и совершенствования, отклонения от нормы в вопросах воспитания физических качеств и двигательных навыков и многое другое, что иногда бывает трудно предугадать. Все эти отклонения от нормы регулируются педагогом с учётом индивидуальности воспитанника и тех объективных закономерностей развития человека, на основе которых сформированы педагогические принципы.

/