06.02.2012
«Вы должны разместить камни, не искажая изначального ландшафта и вида на пруд»
Первые сады познакомили японцев со знаменитыми пейзажами Китая: обточенные водой скалы, узловатые деревья на вершинах гор — объекты любования для эстетов. Мало-помалу сады при дворцах и монастырях стали благоустраивать в строгом соответствии с утвержденными символами, указанными в специальных трактатах и неуклонно соблюдаемыми, дабы умиротворять духов ками и вызывать поэтическое вдохновение. Одно из таких старинных руководств, составленное в XII в. и излагающее важнейшие принципы садового искусства, — Сакутэй-ки (известное также под названием Дзэн сай хисё, «свод секретов разбивки садов») предназначено для мастеров сада и создателей композиций из камней.
Сохраняйте фудзэи, безмятежность, добиваясь полного впечатления естественности участка и установленных на нем камней. Всегда вспоминайте знаменитые пейзажи страны, их общий вид и важнейшие составляющие. Тогда и в ваших садах вы добьетесь гармонии природы и своих замыслов <…>.
Композиция камней не должна быть навязчивой или замысловатой… пусть лучше они будут как бы случайными <…>.
Прежде чем вырыть пруд и размещать в нем камни, заранее продумайте, как он будет вписываться в общую композицию сада, гармонировать с каждым его уголком, тут важны и форма пруда, и выбор места для острова. Теперь, ясно представляя себе очертания таёри <…>, приступайте к планировке пруда и насыпке острова <…>
При разбивке «южного сада» у вашего дома расстояние от берега пруда или реки до дома должно составлять от 18-21 м и 24-27 м, если речь идет о резиденции императорской семьи. Но, если строение невелико, можете соотнести это расстояние с величиной вашего пруда, особенно если тот (обустраивается рядом с храмом или святилищем. При насыпке острова следует, исхода из общего вида южного сада, определить размеры острова и водоема <…>.
Лишь после того, как учтены все особенности пейзажа и найдена форма пруда, приступайте к созданию насыпных холмов и ровных участков но судзи (но означает «поле», судзи — линия, черта) <…>
Как правило, в пруду насыпается остров, а вода, согласно китайской традиции, должна течь с востока, «сэйрю», на запад, «бякко». В устье течения устанавливается валун, вершина которого должна быть на 12-15 см ниже уровня павильона для рыбной ловли: по нему измеряется уровень воды. Высокие камни должны устанавливаться лишь в исключительных случаях, например вокруг водопада, <…> на краю острова, <…> перед холмом. Камни не должны быть выше метра. Не следует располагать камни ближе, чем в метре от жилища, в противном случае хозяин будет не в состоянии там жить, и сад придет в упадок.
«Если хотите преобразить вид на море, речной пейзаж или болото…»
Прежде чем вторгаться в морской пейзаж, представьте сначала, как будет у вас выглядеть побережье. Здесь камни должны впечатлять своей мощью и располагаться естественно, несимметрично, беспорядочно, противостоять не только прибою, по и шторму. Не обойдите вниманием пустыри, рифы, полуострова. Вид морского побережья должен напоминать пляску — и шипение -драконов и змей. Особо значимые камни располагайте на береговых излучинах. Установка камней будет окончательной, если один из них будет выделяться как доминанта. Для этого воспользуйтесь таким секретам: все остальные камни расставьте по нисходящей линии. Набегающие на берег волны разбиваются о камни и меняют свое направление; камням необходима устойчивость, чтобы сдерживать волны. Так волна усмиряется, и нужно поймать это наступившее умиротворение, погрузиться в фудзэи, мимолетное поэтическое переживание <…>.
Чтобы создать видимость стоячего болота, расставьте немного камней вдали друг от друга и засадите несколько участков камышом и ирисами. В таком саду лучше отказаться от насыпного острова: здесь важнее протяженность водной поверхности. Никто не должен заметить, что вода прибывает. Поскольку вода неподвижна, не должно быть и мысли о том, что она приходит и уходит. Источник воды должен быть скрыт. Очень важно создать такое впечатление, будто вода вот-вот перельется через край <…>. Возьмите себе за правило: начинайте с замысла, а как воплотить его — спросите у своего сердца <…>.
«Остров-гора». Можете насыпать несколько таких островов, но разной высоты. Либо усадить их деревьями или ограничиться песчаным пляжем у подножия. Добавьте несколько валунов на склоне — и у вас готов вид с моря на горный пейзаж.
«Остров-равнина». Никаких деревьев — только осенние травы. На большой площади советуем наметить два-три но судзи и разместить в нескольких местах камни. Их композиция определяется организацией садового пространства. В последнюю очередь высевайте травы. По желанию можно уложить на земле слой мхов и засыпать некоторые участки песком.
Правила устройства водных потоков
Первым делом определите, откуда будет идти водный поток. В древних руководствах сказано: река, когда она течет с северо-востока, сначала стремится к югу, потом поворачивает на запад. Так было всегда. Главное: с востока на запад. Направление потока с запада на север — отклонение от нормы. Расположите источник в северо-восточной части сада, направьте воду с севера на юг, так, чтобы она, протекая под вашим жилищем, очищала его и уносила нежелательные накопления.
Изгиб потока символизирует брюхо дракона. Только здесь, а не на хребте дракона, располагайте центральное покои жилища. Течение потока — это взаимоотношения императора с его народом. Император — земля, течение — подданные. Вода следует по пути, указанному ей землей. Если земля останавливает воду, та повинуется ей. Вода — сила, камень — слабость. Вода точит камень <…>.
Композиции камней
Привезите в свой сад побольше камней — и больших, и маленьких. Сохраняя их естественное положение, отделите «стоячие» камни от «лежачих».
Оцените, как смотрится каждый камень — сверху, снизу, сзади и спереди. Это ваши предварительные действия. Только теперь определите место в саду для доминирующих камней <…>. Композиция у подножия холма требует большего числа камней. Они будут одновременно укреплять его и оставлять впечатление мощи.
В отдаленном уголке сада камни должны быть небольшими, как бы случайно оставленными и забытыми здесь <…>.
Указания о том, как не нужно расставлять камни в саду.
Если они не будут исполнены, хозяин усадьбы заболеет, дом развалится и в нем поселятся злые духи.
Некоторые запреты:
«Лежачий» камень не должен стоять, а "стоячий" — лежать, иначе духи камней возмутятся, и ваша семья пострадает. Если вы все же поставили «лежачий» камень, не наклоняйте его в сторону своего дома, даже в отдаленном уголке сада он принесет беду.
У северо-восточной стены вашего дома нет места камню выше 120-150 см, в противном случае ваша семья долго не проживет. Но, если вы поставите такой сари дзон сэки у юго-западной стены, ничего не случится <…>.
Композиции из камня должны быть ориентированы таким образом, чтобы их оси не пересекались с осями стояков. Несоблюдение этого условия нашлет кару на ваш род и грозит вам обнищанием <…>.
Изложенное выше — не предрассудки, а истинные уложения разбивки сада.
Из Сакутей-ки, наставлений по устройству садов, приведенных в "Тайной книге японских садов. 1973".