06.02.2012
Новые школы живописи школа Нанта, или Бундзинга
Рядом с искусством ксилографии развивались две новые школы живописи школа Нанта, или Бундзинга, возникшая под влиянием китайской живописи для эстетов, и школа Сидзё, провозгласившая натуралистическое изображение растительного и животного мира.
Более того, художники Якутю, Сёха-ку и Росэцу из Киото нарушали всяческие нормы живописи и заслужили поэтому прозвище «чудаки». Они считали художественное творчество средством достижения абсолютной свободы, им было тесно в рамках религиозных доктрин, которые наряду с вездесущим контролем государства довлели над людскими умами. В стремлении уйти от догм формализма они приняли дзэн с его лаконизмом и парадоксальностью.
Ито Якутю (1716-1800) совершал ежедневную медитацию, изображая петухов — красных бойцовых и черных, тех, что поют на заре. Издеваясь над официальным искусством, Сёга Сёхаку (1730-1781) грубой кистью, переполненной тушью, на золотом грунте ширм писал пьяных, не от мира сего мудрецов, пребывающих под старой благородной сосной в стиле Кано. Обратившийся к монументальным формам и пародировавший натуралистическую школу Сидзё Нагасава Росэцу к 1785 г. выполнил 180 росписей на раздвижных перегородках для храмов провинции Кий. Он рисовал слонов и буйволов, играющих с воронятами и щенками. Обладатель многогранного таланта, Росэцу виртуозно превращал животных в добродушных монстров и растения — в невиданные на Земле овощи, он играл с перспективой, рисуя крупные предметы миниатюрными и наоборот, добиваясь фантастического эффекта.
Реформатор-эксцентрик Сёхаку смеялся над сильными мира сего и пренебрегал традициями. Он словно в ярости швырял тушь на бумагу, показывая почитаемых героев пьяными. Оно-но Комати, прославившаяся своей красотой и утонченностью поэтесса эпохи Хэйан. Художник изобразил ее косматой старухой с безумным взглядом.
Якутю, чьё имя обозначает «подобный пустоте», в 1738 г. пошел в обучение к дзэнскому монаху из Киото. Позднее он заинтересовался ботаникой и зоологией и какое-то время рисовал кур и петухов в строгой классической манере. Постепенно он перенял китайский стиль: так, он рисовал овощи, иллюстрируя эпизоды жизни Будды. Что касается Росэцу, то он прослыл «ЮРОДИВЫМ»: на стенных перегородках или раздвижных дверях храмов и дворцов неизменно присутствовали изображения слонов-гигантов.