Без рубрики

Сегунат Эдо — Бакуфу

Сегунат Эдо - Бакуфу

25.11.2011

Сегунат Эдо ( яп .江戸幕府, эдо бакуфу , 12 февраля 1603 — 14 октября 1867 ) — самурайское правительство авторитарного типа под руководством сегунов из семьи Токугава с центром в городе Эдо (современный Токио ).

 

Сегунат Эдо cуществовал 265 лет — со времени назначения Токугавы Иэясу сегуном ( 1603 ) до реставрации императорского правления в Японии ( 1867 ). За время функционирования сегуната им правило 15 сегунов. За всю политическую историю самураев он считается самым мощным центральным правительством с высоким уровнем внутренней организации. По названию правящей семьи его также называют сегунатом Токугава.

Основание

1590 года (18 году Тенсё ) Токугава Иэясу получил земли в регионе Канто в обмен на старые поместья в районе Токайдо. В новых владениях он создал мощную военно-экономическую базу для завоевания Японии. После смерти своего сюзерена Тоетоми Хидэеси в 1598 году, Иэясу обезвредил оппозиционеров во главе с Исидой Мицунари в битве при Сэкигахара ( 1600 ) и стал фактическим властелином страны. 1603 года Токугава получил от императорского двора должность сегуна (征夷大将军) и основал в городе Эдо новый сегунат. Всем провинциальным дайме было приказано принять участие в строительстве сегунского замка и обустройстве города Эдо, а также создать карты и земельные кадастры городов и сел своих удельных владений. Этим Токугава продемонстрировал, что именно он является лидером Поднебесной. 1605 года (10 году Кейтё ) Иэясу передал пост сегуна своему сыну Токугава Хидетади, засвидетельствовав, что он будет передаваться наследственно в роду Токугава, и перебрался в замке Сунпу. Экс-сегун продолжал держать реальную власть в своих руках и в Осацких кампаниях 1614 — 1615 гг. уничтожил своего злейшего оппонента — сюзеренский род Тоетоми.

Система бакухан

Вместе с образованием сегуната Токугава формировалась система обязанностей и прав между центральной властью и провинциальными обладателями дайме. В японской историографии эта система носит название « бакухан »(幕藩体制),« системы сегуната и ханов », от первого иероглифа слова сегунат — « бака »(幕) и названия удельного владения дайме — « хан »(藩).

1615 года (1 год Генная ), сразу же после Осацких походов, сегунат установил строгие законодательные положения, которые ограничивали дайме в правах, усиливая их зависимость от центрального правительства. Этими положениями были указ «Одна страна — один замок» (一国一城令), по которому один дайме мог иметь только один замок в своих владениях, и «Законы для военных домов», согласно которым провинциальным лидерам запрещалось чрезмерно укреплять свои замки и заключать политические браки с соседними властителями без разрешения сегуната.

Согласно своим заслугам или кровным связям с правящим домом Токугава, все дайме были поделены на три категории — симпан (близкие ханы ), фудай (древние вассалы) и тодзама (посторонние господа). В первую входили три боковые ветви рода Токугава, обладатели Овари-хан, Кии-хан и Мито-хан, и роды Мацудайра, преимущественно родственники сегунов. Во второю категорию входили вассалы рода Токугава, которые служили сегунам Токугава Иэясу до основания сегуната. К последней, третьей категории, входили бывшие вассалы Тоетоми Хидэеси, которые признали свою зависимость от Токугавы после битвы при Сэкигахара.

После смерти Иэясу в 1617 году (3 год Генная ), 2-й сегун Токугава Хидетада выдал грамоты для дайме, аристократов куге, буддистских храмов и синтоистских святилищ, которыми гарантировал им право на владение их землями и демонстрировал свое могущество хозяина всех земель Японии. Двумя годами спустя он наказал Фукусиму Масанори, обладателя Хиросимы, за нарушение «законов для военных домов», лишив его земель и самурайского титула, чем засвидетельствовал для других дайме способность сегуната штрафовать непокорных. 1623 года (9 год Генная) Хидетада передал пост сегуна своему сыну Иемицу, закрепив основы правящей династии Токугава.

После смерти Хидетады в 1632 году (9 год Канье ), 3-й сегун Токугава Иэмицу наказал ряд дайме ранга тодзама за нарушение « законов », в очередной раз продемонстрировав мощь правящего режима, власть которого достигала даже отдаленного Кюсю. Через четыре года он прибыл во главе огромного 300 000 войска, состоявшее из контингентов различных дайме, в столицу страны Киото, чем подтвердил свой ​​статус Главнокомандующего. Того же года, Иемицу установил для подчиненных военные повинности, в которые входили заготовка необходимого провианта, солдат и лошадей и прибытия по приказу сегуна на фронт с самураями, количество которых предусматривалась доходом владений дайме. Также Токугава обязал дайме выполнять периодически ремонтные работы в замке Эдо и заниматься строительством дамб на реках в мирное время.

1635 года (12 год Канье ) Иэмицу издал дополнение к «Законам для военных домов», по которому все дайме вместе с женами, детьми и многочисленным сопровождением были обязаны по очереди, раз в два года, прибывать на службу в резиденции сегуна в городе Эдо и жить в нем один год (система чередующихся командировок ). Уклонение от командировки грозило смертной казнью, или лишением всех званий и привелегий, поэтому его строго соблюдали. Такая политика сегуната изнуряла финансы провинциальных лидеров, которые тратили огромные средства на путешествие и содержание свиты, и уменьшала риск восстания, особенно на периферийных землях, которые контролировали так называемые тодзама, представители наименее лояльного к режиму класса дайме.

Таким образом, на конец правления Токугавы Иемицу окончательно создал сюзеренско-вассальные отношения между сегуном и провинциальными дайме. Тем самым был сформирован каркас системы власти бакухан.

Устройство сегуната и ханов

Сегунат и ханы образовывали своеобразную японскую федерацию. Правительство и его земли играли роль его административного центра, а ханы были подобно автономным государствам, которые имели перед центром ряд гражданских и военных обязательств, но обладающие достаточным уровнем свободы для проведения независимой внутренней политики.

Финансы

Сегунат Эдо существовал за счет дани с земель непосредственно подконтрольных ему, так называемых бакурё (幕领, «земель сегуната»), также известных как тенрё (天领, «земель Поднебесной»). Их общий доход в конце 17 века составлял около 4 миллионов коку риса в год. Кроме этого, сегунат имел прибыль из золотых и серебряных рудников в провинциях Садо, Идзу, Тадзима и Ивами. Под его прямым контролем находились такие крупные города, центры ремесла и торговли, как Эдо, Киото, Осака, Нагасаки и Сакаи, которые платили денежный налог. Центральное правительство имело также монополию на изготовление монет, которые были в обращении по всей Японии.

Войска

Войска сегуната состояло из гвардейцев хатамото (旗本, «тех, кто под знаменем») и самураев гокэнин (御家人, «людей дома»). Они составляли зажиточную прослойку японских военных, личных вассалов сегуна, годовой доход каждого из которых оценивался менее 10 000 коку. Разница между ними заключалась в том, что первые имели право аудиенции, в то время как другие были лишены его. Большая часть этих воинов жила в городе Эдо. Они имели обязанность удерживать при себе нескольких вассалов. В случае войны, мобилизационные ресурсы сегуната составляли 30 000 человек.

Кроме личного войска сегун имел армии подконтрольных ему дайме, которые в случае восстания или вооруженного конфликта обязывались явиться вместе с ними на фронт. В среднем контингент одного дайме насчитывал 2 500 воинов.

Центр

Председателем японского правительства считался сегун из семьи Токугава. Хотя за 250 лет его лицо превратилось в формального руководителя, именно сегун оставался источником законодательной и исполнительной властей, а также высшей судебной инстанцией.

Управленческое ядро правительства составляли главные вассалы Токугава, так называемые "старейшины" тосийори (年寄), также называемые родзю. Они назначались из тех дайме категории фудай, прибыль которых превышал 25.000 коку в год. Хотя высшей административной должностью в сегунате была должность «великого старца» Тайро (大老), на нее назначали соответствующее лицо только по необходимости, оставляя за «старейшинами» управления самурайским правительством.

Связующим звеном между «старейшинами» и сегуном был ближайший слуга последнего, так называемый Соба-ёнин (侧用人, «полезный при Сегун»). Он сообщал «старейшинам» приказы сегуна и передавал их предложения ему. Хотя формально этот служащий приравнивался к «старейшинам» родзю, он имел полномочия большие, чем его коллеги.

Помощниками «старейшин» были пять вакадосийори (若年寄, «молодые старейшины»), которые назначались из числа личных вассалов сегуна, дайме с невысоким годовым достатком. В их обязанности входил надзор за хатамото.

Инспекцию над дайме осуществляли "крупные надзиратели» омецуке (大目付), а инспекцию хатамото — простые «надзиратели» мэцукэ (目付). Кроме этого, существовали должности так называемых «трех управителей» сан-бугё (三奉行) — управляющего всех японских храмов и святилищ Дзисё-бугё (寺社奉行), управляющего города Эдо мате-бугё (町奉行) и управляющий государственными финансами кандзё-бугё (勘定奉行). На вышеуказанные должности, а также должности низшего уровня назначались, как правило, либо дайме, или хатамото. Они работали посменно, чередуясь каждый месяц.

Судебные жалобы рассматривались в соответствующих судебных ведомствах, а большие дела выносились на обсуждение «совета» хёдзёсё (评定所), с участием «старейшин» и «трех управляющих».

Регионы

В региональной правительственной администрации важное место занимал город Киото. В нем размещалось представительство сегунского «столичного наместника» кёто-сёсидай (京都所司代). На этом лице возлагались задачи контролировать императорский двор и наблюдать за обладателями Западной Японии, которые отмечались низкой лояльностью к центральной власти. Кроме этого, к важным для сегуната городов, таких как Киото, Осака и Сунпу, предназначались каштеляны дзёдай (上代) и городские управители мате-бугё (町奉行). Последние также были посажены в города, которые имели особое стратегическое значение — Фусими, Нагасаки, Садо и Никко.

Кроме городской администрации, существовала администрация уездного и районного уровней. В большинство земель, находившихся под непосредственным контролем сегуната, предназначались «наместники» дайкан (代官), подконтрольные управляющему государственных финансов кандзё-бугё. Исключение составили районы региона Канто и провинций Хида и Мино, в которых были посажены особые «уездные начальники» гундай (郡代).

Хан

Хан был одновременно и владением дайме, и системной организацией его управления. Это административно-политическое образование, которое зависело от сегуната, напоминало современное автономное государство входящий в состав большой федерации. За время господства самурайского правительства в городе Эдо, в Японии существовало около 300 ханов.

Сначала власть дайме была слабой в его владениях. Он был вынужден раздавать землю своим вассалам, в обмен на их службу и верность. Последние, получив средства к независимому экономическому существование и власть над местным населением, могли поднять в любое время бунт против сюзерена. Однако постепенно удельная система управления была вытеснена новой. После запрета в 1615 году иметь более одного замка в одном хане, самураи были оторваны от земли и переселены в призамковая города сюзерена. Они постепенно превратились из провинциальных воинов в городских бюрократов и политиков, деятельность которых была направлена ​​на укрепление влияния их хану и дома дайме.

Со второй половины 17 века практика раздачи земель вассалам практически исчезла во всех ханах. Ее заменила зарплата. Она уплачивались преимущественно рисом — частью дани, которую собирали представители администрации хану в провинции, а именно «наместники» дайкан (代官) и уездные управители коор-бугё (郡奉行). Самураи получали жалованье от нескольких сотен до нескольких десятков коку риса в год. Содержание воинов низкого уровня состояло из расчета 5 м (около 1 л ) риса на один день.

Таким образом, благодаря внедрению новой системы оплаты труда вассалов, дайме ужесточили контроль над своими владениями и подданными. Одновременно был налажен административный аппарат ханов, что привело к их закреплению как политико-административных единиц страны.

Сегунат и императорский двор

Сегунат начал активно вмешиваться во внутреннюю политику императорского двора в правление Токугавы Иэясу. В 1611 году (16 год Кейтё ) последний способствовал восхождению на трон 108-го императора Мидзуноё ( 1611 — 1629 ), что было свидетельством незаурядного влияния сегуна, который мог манипулировать отречением и коронациею японских монархов в своих интересах. В 1615 году (1 год Генная ) Токугава издал « Законы для императора и аристократические дома куге »(禁中并公家诸家法度), в которых изложил основные принципы отношений между двором и сегунатом. Согласно этим « законам », в Киото устанавливалась должность «столичного наместника» кёто-сёсидай, наблюдающего за императорским двором. Помощниками «столичного наместника» назначались двое «связных» буке-Тэнсе (武家伝奏), избиравшихся из аристократов. Они получали жалованье от сегуната и были обязаны своевременно и точно передавать указания сегуната императорскому двору и, наоборот, уведомлять центральное правительство о событиях и пожеланиях монарха.

Чтобы другие дайме не использовали императора и его двор в своих политических интересах, сегунат установил строгие ограничения на деятельность монарха и куге. Земельные владения последних и суммы на содержание императора были урезаны до минимума, а самому монарху запрещалось покидать пределы столицы Киото. Сегун оставил за императорским двором только права на изменение девизов правления ненго и изменение календаря. Также, монарх имел право назначать титулы и должности любым своим подчиненным, за исключением дайме и самураев.

Таким образом оформилась система отношений между императорским двором и самурайским правительством, эта система просуществовала без значительных изменений до середины 19 века.

Религиозные вопросы

В первые годы своего существования сегунат не занимался вопросами религии и христианством в частности. Однако постепенно, опасаясь сплоченности христиан, которые могли восстать против режима, были введены ограничения на это вероучение. Ведущую роль в подстрекательстве антихристианских настроений в Японии сыграли советники сегуна Токугава Иэясу, англичанин Уильям Адамс и голландец Ян Йостен, которые будучи протестантами, неоднократно указывали сегуну на «опасность» пребывания в стране христиан- католиков и испанско-португальских миссионеров.

В конце концов, в 1612 году (17 год Кейтё ) сегунат издал «Указ о запрещении христианства», по которому все население земель, которое находилось под непосредственным контролем рода Токугава, было вынуждено изменить свою веру на буддизм. За два года подобный указ был введен в действие по всей Японии. За ним последовали массовые репрессии непокорных — казни и ссылки за границу. В частности, 1614 году до испанских Филиппин были изгнаны лидеры японских христиан, самурай Такаяму Укон, а в 1622 году распят 55 миссионеров и верующих в Нагасаки. Большая часть христиан перешла в буддизм, но те, кто отказался, погибли мучительной смертью.

В 1637 году на острове Кюсю, регионе, где христианство пустило глубокие корни, вспыхнуло восстание в Симабара, которое длилось около года. Его ведущей силой были крестьяне, преимущественно христиане, которые выступили против местной власти, которая нещадно сдирала с них налоги, несмотря на прошлогодний голод. К восставшим также присоединились самураи -христиане во главе с Амакуса Токисадою, пополнив армию мятежников до 30.000 человек. Перепуганный сегунат немедленно направил 120-тысячное войско дайме региона Кюсю подавить выступление. В карательном походе также приняла участие эскадра протестантской Голландии, которая помогала правительственным войскам с моря.

После победы над повстанцами сегунат серьезно взялся за искоренение христианства, особенно в северных районах Кюсю. Жители тех мест в обязательном порядке проходили процедуру топтание «святых образов», так называемых Фумио (踏絵«картинок для топтание»), с изображением Христа или Девы Марии. Тех, кто отказывался, казнили на месте по подозрению в исповедании запрещенного учения. Также, сегунат наложил запрет на въезд европейцев в страну и импорт любой литературы с Запада.

Буддизм и другие учения

Эффективным противовесом христианству сегунат считал буддизм. Он интересовал правительство не столько философско-религиозным, сколько административным потенциалом. Буддистские храмы были способны охватить все население страны и вести за ним надзор, ликвидируя влияние христианства. Фактически, усилия власти превратили буддистские центры на статистические ведомства государства, которые вели учет населения и, заодно, обслуживали его душевные потребности.

В 1665 году (5 году Канбун ), сегунат издал « Законы о сектах и храмах »(诸宗寺院法度), по которым в стране вводилась классификация всех буддистских школ Японии и устанавливалась иерархия храмов каждой из них, так называемая «система головных и дочерних храмов »(本末制度). Эти « Законы »определяли постоянное количество сект и рационализировали их внутреннюю структуру. Они играли важную роль в унификации японского буддизма и стирании значительных разногласий между общинами, которые существовали в прошлом.

Того же года самурайское правительство составило « Законы святилища, священнослужителей и священников »(诸社祢宜神主法度), в которых классифицировал имеющиеся синтоиские святилища и положил уход за ними и выполнение функций на буддистских монахов. Кроме буддизма и синто, сегунат позволил также деятельность бродячих аскетов и даосистов прорицателей.

Политика «закрытия страны»

Важной задачей для сегуната был вопрос тотального контроля за населением Японии, которое он не мог осуществлять в условиях открытости границ государства. Японцы, особенно западной части, все чаще выезжали за море торговать в Восточной и Юго-Восточной Азии, создавая там «торговые колонии» и часто принимая христианскую веру. Их деятельность обогащала дайме Западной Японии, где лояльность к сегунату была самой низкой. Это сильно пугало центральное правительство, который боялось усиления оппозиции в стране.

Желая истребить в стране христианство и ограничить свободную внешнюю торговлю, сегунат взял курс на изоляцию Японии от Запада и монополизации торговых отношений. В 1616 году (2 год Генная ) все японские порты, за исключением Хирадо и Нагасаки, были закрыты для европейских судов, а с 1624 по 1641 годы сегунат вообще наложил вето на их прибытия в Японию. Исключение составляли корабли голландцев, чью торговую факторию было перенесено на искусственный остров Дедзима в городе Нагасаки. Простым японцам строго запрещалось входить с ними в контакт. В 1633 году (10-ый год Канье ) центральная власть запретила всем японским судам, кроме тех, которые имели государственную лицензию, плавать за границу, а 1635 года (12 год Канье ) наложила вето на выезд из Японии и запретила возвращения домой тех японцев, которые находились за ее пределами. Сегунат монополизировал внешнюю торговлю, установив порт Нагасаки местом для торговли с Китаем, Кореей и Голландией. Как исключение, правительство разрешило лишь периферийным ханам провинции Сацумы и северу Хоккайдо торговать с королевством Рюкю и айнами.

Таким образом, на середину 17 века правительство Японии заложил основы своей внешней политики «закрытия страны» сакоку (锁国, «закрытая страна») и следовал этому курсу вплоть до середины 19 века. Эта политика способствовала ликвидации христианства в стране, обогащению и усилению сегуната, и формированию самобытной японской культуры, которая была лишена влияния внешних факторов на ее развитие.

Упадок сегуната

Признаки упадка сегуната проявились в первой половине 19 века в четырех сферах — экономике, социальной и внешней политике, а также в военном деле.

В одна 1832 — 1833 (3-4 года Темпо ) годах Японию постиг голод, крупнейший за всю ее историю, от которого умерло несколько миллионов человек. Правительство, которое не уменьшило налоги в голодные годы и не провели меры по помощи населению, вызвала ряд восстаний, к которым присоединились даже самурайские чиновники и члены городских управ. После подавления выступлений в стране началась инфляция, с которой центральная власть была не в силах бороться. Это привело к падению авторитета правительства. Экономика сегуната, основана на интенсивном сельском хозяйстве и сборе дани, зашла в тупик.

Кроме хозяйственных проблем, страна имела немало социальных проблем. Существующая сословная система фактически была разрушена. Большинство самураев, которые традиционно считались элитой общества, обеднели и превратились в должников купцов, которые занимали самую низкую ступеньку в социальной иерархии. Немало крестьян теряли свои земельные наделы и пополняли армии наемных рабочих, ухудшая криминогенную ситуацию в городах. В дополнение, в Японии процветала коррупция среди бюрократов всех уровней, что вызвало у населения сильное недовольство существующим режимом.

Сегунат также провалился в соблюдении своего внешне-политического курса «закрытой страны». Суда России, Британии и США, государств, которые начали погоню за колониями в Азии, начали постоянно появляться у японских берегов, требуя от самурайского правительства открыть порты и подписать торговые соглашения. Хотя сегунат пытался защищать страну от иностранцев, противостоять их хорошо оснащенным флотилиям и войскам он не мог. В конце концов, в 1854 году (1 года Ансе), под давлением эскадры американского командора Мэттью Перри, японское правительство подписало с США договор, по которому американская сторона получила доступ к японским портам и право на сооружение консульств. После этого в 1858 году сегунат заключил договоры «дружбы и торговли», по которому в одностороннем порядке предоставлял право иностранцам торговать в Японии с небольшим налогообложеним и признавал право экстерриториальности для всех граждан этих стран в Японии. Эти договоры положили конец изоляции страны и сильно ударили по престижу сегуната.

В результате роста общего недовольства центральными властями, в Японии распространилось движение за свержение сегуната и реставрацию прямого императорского правления. С конца 1860-х годов это движение возглавили три хан Западной Японии — Сацума-хан, Тёсю-хан и Тоса-хан, которые после проведения ряда экономических и военных реформ в пределах своих владений, были готовы открыто противостоять правительству. Под давлением оппозиционных сил последний председатель сегуната, 15-й сегун Токугава Есинобу, 14 октября 1867 года (3 год Кейё ) официально вернул императору право «политического верховенства» в стране (大政奉还, дайсе-Хокан ), фактически отрекшись от поста лидера страны. Через два месяца было сформировано новое японское правительство во главе с Императором Мэйдзи. Он сразу же издал « Большой указ о реставрации монаршего правления »(王政复古之大号令), которым провозглашал императора официальным главой государства, а также ликвидировал сегунат. Токугава Есинобу расценил такой шаг нового правительства как предательство и вступил в конфронтацию с ним. В результате этого в Японии вспыхнула гражданская война, так называемая война Босини ( 1868 — 1869 ), между силами императора и сторонниками ликвидированного сегуната. Она закончилась поражением последних и окончательным падением институтов самурайского правительства.

/