Без рубрики

Факторы влияющие на стоимость меча

Факторы влияющие на стоимость меча

08.02.2012

Наличие сайдан-мэй может поднять стоимость на 10—30% в зависимости от того, кто проводил тест, и от количества тел и типа рубящего удара, которым это количество тел рассекли.

 

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

  • статус клинка;
  • класс мастера;
  • состояние клинка;
  • кондиции клинка;
  • характеристики клинка;
  • история клинка.

СТАТУС МЕЧА

Статус клинка означает его значимость в мире японского меча. Тот или иной статус присваивается клинку организацией NВТНК во время специальной процедуры оценки — синса. Делается это при рассмотрении его качеств: насколько качественно сделан клинок; насколько значителен кузнец; каким историческим личностям клинок принадлежал; в каком состоянии он находится. Здесь много нюансов. Кузнец может быть известен, но клинок, выполненный им в начале творческого пути, не демонстрирует уникальности техники будущего мастера. Или клинок принадлежал сегунам и знатным даймё, но имя автора не известно.

Не станем обсуждать здесь клинки со статусом Кокухо, Дзюё бункадзай и Дзюё бидзюцу хин. Кокухо, по определению, бесценны, а Дзюё бункадзай и Дзюё бидзюцу хин могут иметь запредельную стоимость.

Рассмотрим клинки, так сказать, доступных групп:

Токубэцу дзюё токэн — особо важный меч, 20-50 млн йен и выше.

Дзюё токэн — важный меч, 8-30 млн йен и выше.

Токубэцу ходзон токэн — особо оберегаемый меч, 2-10 млн йен.

Ходзон токэн — оберегаемый меч, 1-6 млн йен.

КЛАСС МАСТЕРА

Надо понимать, что кузнецы бывают разного уровня мастерства, это во многом определяет стоимость их мечей. Существуют четыре классификации кузнецов, чьи мечи могут иметь статусы от начального (Ходзон) до высшего (Кокухо): это кузнецы высшего класса, первого, второго и среднего.

Статус Токубэцу дзюё токэн и Дзюё токэн могут получить работы только кузнецов первых трех классов. Как правило, клинки кузнецов среднего класса не поднимаются выше Токубэцу ход-зон токэн, крайне редко представлены в категории Дзюё токэн и практически никогда в Токубэцу дзюё токэн. Второй же класс крайне редко поднимается до Токубэцу дзюё. Поэтому клинки, имеющие два высших статуса (Токубэцу дзюё токэн или Дзюё токэн), могут быть работами мастеров только первых трех классов за крайне редким исключением.

Разделение мастеров по этим классам — отдельная тема, трудоемкая и во многом весьма условная, поэтому ограничимся очень неполным примером для Бидзэн Осафунэ. Безусловно, здесь речь лишь о поколениях этих кузнечных кланов, которые признаны лучшими:

  • Высший класс: Мицутада, Нагамицу, Кагэмицу, Канэмицу, Тёги.
  • Первый класс: Тикакагэ, Ясумицу, Моримицу, Ёсодзаэмон Сукэсада, Мотосигэ, Кацумицу.
  • Второй класс: Гэнбэй Сукэсада, Хикобэй Сукэсада, Хикобэй Сукэсада, Моромицу, Морикагэ, Тадамицу, Норимицу, Цунэиэ.
  • Средний класс: Кагэхидэ, Кагэхиса, многие Сукэсада.

Существуют еще два класса кузнецов: кузнецы, работавшие для общего пользования и, на жаргоне японских специалистов, мусор. Работы кузнецов общего пользования крайне редко, но могут получить статус Ходзон токэн, но не выше. Эти работы очень часто встречаются за пределами Японии по цене 5-10 тысяч долларов, и вместе с подделками разного рода они составляют основную массу черного рынка японского оружия. Особо наглые продавцы пытаются ввести в заблуждение начинающего коллекционера и зачастую продают подобные клинки за 15 тысяч долларов, а то и более. Следует твердо уяснить, что невозможно купить подлинный клинок хорошего качества за 5-10 тысяч долларов, да еще выкованный, например, Ёсодзаэмон Сукэсада.

По поводу обильного предложения на рынке эффектно выглядящих мечей с сертификатами NВТНК за умеренные деньги уважаемый полировщик и эксперт Кэндзи Мишина сказал следующее: «В Японии существует определённая категория дилеров, которые продают мечи низкого качества, так как у них нет возможности получить мечи высокого качества. Они в основном ориентированы на иностранцев с низкими знаниями в области японских мечей.

Что касается получения сертификатов NВТНК для мечей низкого качества, то это возможно, потому что если меч сделан по традиционному японскому методу, даже если он в плохом состоянии и плохого качества, сертификат можно получить. В то же время известны случаи коррупции руководителей NВТНК в выдаче сертификатов Ходзон. Этот уровень мечей никогда не сможет получить бумаги Токубэцу ходзон. Серьезные дилеры вследствие своей репутации и официального статуса не могут позволить себе продавать такие мечи. Есть много подобных мечей низкого качества, которые были сделаны во времена Бакумацу. Очень возможно, что у этих мечей большое количество дефектов. Весьма правдоподобно, что они низкого качества и имеют спорные подписи. Подобные мечи можно видеть в магазинах Гиндза».

Что касается так называемого мусора, то к нему относят работы тех, кто делал изделия низкого качества для пользователей низшего класса. Их стоимость не рассматривается.

Итак, чтобы хорошо ориентироваться в стоимости клинков, необходимо иметь представление о «табели о рангах» кузнецов, об особенностях той или иной школы, о генеалогии кузнецов и, безусловно, хорошо знать историю японского меча и Японии. Все это изучается годами, и «с наскока» успех невозможен.

Имя мастера определяет многое, но не все. Состояние клинка, его кондиции, характеристики и история играют очень большую роль в определении его статуса и, стало быть, его стоимости.

СОСТОЯНИЕ МЕЧА

Под состоянием клинка понимают состояние его поверхности и тела. Это отсутствие или наличие трещин, следов глубокой ржавчины и сколов на лезвии, а также наличие или отсутствие различного рода дефектов ковки, появившихся на лезвии после многочисленных переточек и полировок.

По поводу сколов отметим следующее. Например, на клинке Дзюё бидзюцу хин полировщик высочайшего класса сохранил три небольших, но вполне заметных скола лезвия в моноути, так же как это делали многие полировщики и до него. Клинок получил их в битве при Сэкигахара, принадлежал одному из известнейших даймё того времени, и потомки с почтением сохраняют это свидетельство личной доблести их предка по сей день. В данном случае это, безусловно, большое достоинство, что и отражено в официальном свидетельстве Дзюё бидзюцу хин.

Но бывает и так, что великолепный клинок известнейшего мастера, что называется, «убит», и тут ничего не поделаешь — после всех возможных «реанимационных» процедур такой клинок получает почетный статус Токубэцу ходзон токэн и, увы, не станет Дзюё токэн.

СОХРАННОСТЬ МЕЧА

Под сохранностью понимают степень износа тела клинка без учета хвостовика (ми), т. е. степень износа ми-хаба, мото-хаба, саки-хаба, мото-касанэ, саки-касанэ, и, что весьма важно, насколько сугата клинка сегодня отличается от первоначальной.

Здесь следует проявить внимание. Безусловно, при проведении конкурса наибольшие шансы на присвоение более высокого статуса имеет наименее изношенный клинок (при условии сходных характеристик с «конкурентами», о чем ниже), и эти шансы, безусловно, отражаются на его стоимости.

Например: три клинка одного мастера со статусом Токубэцу ходзон токэн. Все три имеют сходные характеристики, находятся в прекрасном состоянии, имеют одинаковую историческую и художественную ценность, но у одного клинка сугата, характерная для этого мастера, более ярко выражена, да и мото-касанэ, и саки-касанэ ближе к оригинальным. Логично, что решением судей именно этот клинок получит статус Дзюё токэн, а остальные останутся в прежнем статусе.

Как это отражается на цене клинков? До конкурса все три клинка стоили примерно одинаково, например 6-7 млн йен. Но теперь победитель конкурса, получивший статус Дзюё, оценивается уже не менее чем в 15 млн йен. Более того, он объективно может быть лучше некоторых других клинков этого мастера со статусом Дзюё токэн, имеющих подобную стоимость. Через пару лет этот клинок, с учетом его качеств, может быть представлен на синса для получения статуса Токубэцу дзюё токэн! Если так, то его стоимость уже сейчас взлетит до 18-20 млн йен. Если он действительно получит высокий статус Токубэцу дзюё токэн, то она вырастет еще. Если не получит, стоимость его несколько упадет, может до 16 млн йен.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЧА

Под характеристиками понимают фактические размеры клинка (цукури-коми, нагаса, или ха-ватари, мото-хаба, саки-хаба, мото-касанэ, саки-касанэ, сори, накаго-сори), а также тип и особенности хада, хамон, накаго и мэй.

Это наиболее сложная и специфическая тема, требующая специальных знаний и богатого опыта. Здесь важно разобраться, насколько типична для этого мастера данная работа, насколько она соответствует его стилю, есть ли в ней какие-то особенности, которые могут способствовать получению более высокого статуса, например, сложная хоримоно, или, наоборот, присутствуют нюансы, способные помешать этому.

Например, слишком большая нагаса (для катана) или недостаточный ха-ватари (для тати) как раз и являются подобными нюансами. Недостаточная длина тати часто может быть следствием о-суриагэ, и это снижает шансы на получение более высокого статуса по сравнению с клинком, избежавшим подобной процедуры.

В анализе характеристик необходимо в первую очередь учитывать следующее:

1. Каждая школа и известные мастера этих школ имеют присущий им стиль, личный почерк, который точно указывает на изготовителя, даже если работа по каким-либо причинам не имеет подписи.

2. В то же время работы мастеров какой-либо школы часто существенно отличаются друг от друга при общей схожести технологии изготовления. Более того, работы одного и того же мастера на протяжении его жизни зачастую отличаются друг от друга и стилистически, и технологически.

3. В разных работах одного и того же мастера характеристики могут существенно отличаться друг от друга. Например, менялся стиль подписи, да и сами имена кузнеца менялись.

Тем не менее огромный объем накопленных и сохраненных в этой области знаний и информации, а также опыт многих поколений исследователей позволяют специалистам сегодня определять конкретную школу, конкретного мастера (среди десятков тысяч мастеров ковки меча) и даже примерный период творчества мастера, соответствующий времени изготовления конкретного меча!

Характеристики меча говорят о многом. Их уникальность в совокупности указывает не только на авторство, но и на качество клинка. Именно эти, порой неуловимые для неопытного глаза, характеристики имеют огромное значение для определения качества оцениваемых мечей и, как следствие, их статуса и стоимости.

Например: имеются два великолепных катана Хидзэн-но куни Тадаёси (первое поколение). Эффектней выглядит первый клинок: он имеет более широкую ми-хаба, но у него слишком перегруженная конука-хада и хоть и эффектный, но несколько широковатый хамон на основе сугу-тёдзи-мидарэ. Второй отличается спокойной плотной ко-итамэ и хамон тю-сугу-ха с аси, с тенденцией к слабому нотарэ. С точки зрения специалиста, второй лучше, хотя первый смотрится богаче и эффектней. Поэтому второй имеет статус Дзюё, а первый — лишь Токубэцу. Соответственно и цены: первый стоит лишь 8-9 млн йен, а второй — 16-17 млн.

Другой пример стоимости клинков, но уже при равном статусе: два клинка работы знаменитого Кунихиро, бывшего самурая семьи Ито клана Оби в провинции Хюга. Оба клинка не претендуют на более высокий статус, но стоимость их разная, и вот почему.

Первая работа демонстрирует ранний уровень мастерства Тэнсё-ути в стилях Суэ-Сэки и Суэ-Сосю, которым он следовал до того, как поселился в Хорикава в Киото:

1. Катана: Мэй «Нисю Коя-но дзю Кунихиро саку. Тэнсё 14 нэн 8 гацу нити».

Цукури-коми: синогидзукури, иори-мунэ, широкая ми-хаба, небольшой сори, тю-киссаки.

Ха-ватари 70,1 см; мото-хаба 3,1 см; саки-хаба 2,5 см; мото-касанэ 6,8 мм; саки-касанэ 5,4 мм; киссаки 5,1 см; сори 1,3 мм; накаго 18,7 см; накаго сори незначительно.

Плотная итамэ-мокумэ дзи-хада, резкий гуномэ-мидарэ хамон в умеренном ниоигути, ко-аси. Хоримоно Фудо-Мёо, сделанное позже.

Вторая работа представляет поздний уровень мастерства, Кэйтё-ути, на основе Ко-Сосю, стиля, принесшему этому кузнецу заслуженную славу, которому он следовал после того, как обосновался в Хорикава.

2. Катана: Мэй «Синано-но К а ми Фудзивара Кунихиро».

Цукури-коми: синогидзукури, иори-мунэ, широкая ми-хаба, небольшой сори, тю-киссаки.

Ха-ватари 68,4; мото-хаба 3,2; саки-хаба 2,5; мото-касанэ 6,9; саки-касанэ 5,5; киссаки 4,3; сори 1,3; накаго 9,8; накаго-сори незначительно.

Дзи-хада дзангури. Хамон яки-коми спокойный нотарэ с гуномэ в обильном слое ниэ-дэки, ко-аси, куитигай, юбасири, традиционная мидзу-кагэ в ха-мати.

Эти два клинка, примерно равные по состоянию и сохранности, безусловно, различаются по методу ковки, закалки и, очень возможно, по способу сборки. Безусловно, второй клинок представляет больший интерес по всем характеристикам и с точки зрения хатараки, и с точки зрения дзи-хада. Что касается подписей, то вторая работа относится к несколько более позднему времени (после 1599 г., когда Кунихиро обосновался в Хорикава), что подтверждает и смена стиля, хотя первая имеет указание даты изготовления: 1586 г., и, безусловно, это большой плюс. Итак, стоимость этих клинков разная: первый стоит более 19 млн йен, а второй — более 22 млн йен.

Если доподлинно известно, что клинок принадлежал исторически значимой персоне или имел к ней какое-либо отношение, например по прямому назначению использовался кайсяку при сэппуку, то его статус и стоимость, безусловно, возрастают. Если имеется свидетельство, что клинок был сделан по особому заказу или не одним мастером, а в сотрудничестве с другим мастером или мастерами — то же самое. Важно отметить, что возрастание статуса в данном случае имеет предел, хотя рост стоимости в этом случае предела не имеет.

Например:

Катана, мэй «Мурамаса Тосицугу Тосихиро».

Хаватари 73,2; сори 1,9; мото-хаба 3,2; саки-хаба 2,4; киссаки 5,3; накаго 20,6; накаго-сори 0,2. Статус Дзюё токэн. Этот меч сделан совместно тремя кузнецами, он единственный в своем роде, его историческая значимость уникальна. Стоимость же, в сравнении с обычным Дзюё Мурамаса, при условии схожести остальных условий, выше примерно на 20%.

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, НО РЕДКО — НА СТАТУС

Наличие сайдан-мэй может поднять стоимость на 10—30% в зависимости от того, кто проводил тест, и от количества тел и типа рубящего удара, которым это количество тел рассекли.

Наличие кивами-мэй может поднять стоимость до 2% в зависимости от того, кто, когда и по чьей просьбе или приказу проводил атрибуцию. Это актуально только для мечей класса Токубэцу дзюё токэн и выше.

НЕМНОГО О ПРАКТИЧЕСКОМ ЦЕНООПРЕДЕЛЕНИИ

Приведем ряд конкретных примеров стоимости мечей конкретных мастеров.

ХОДЗОН ТОКЭН

1. Катана, мумэй, приписывается Сэки-но дзю Канэнобу.

Нагаса 62,8; сори 1,2; мото-хаба 2,8; саки-хаба 1,8; киссаки 4,4; накаго 17,2; накаго-сори 0,2.

Дзи-хада мокумэ-масамэ, хамон нотарэ, смешанный с гуномэ в ниэ-дэки с плотным ниои-гути, сунагаси, боси нотарэ-коми, становится ко-мару.

Оправа: типичное катана косираэ.

Цена: 1 780 000 йен.

В прошлом это был очень неплохой средний клинок с широкой ми-хаба, но очевиден износ, суриагэ, да и невысокого ранга мастер, один из многих Канэнобу.

2. Катана, мэй «Биттю (ыо) Ками Татибаиа Ясухиро», первое поколение.

Нагаса 71,2; сори 1,2; мото-хаба 2,7; саки-хаба 1,9; киссаки 3,1; накаго 18,8.

Дзи-хада итамэ, хамон мелкий тёдзи-мидарэ, боси мидарэ-коми. Оправа: без косираэ. Цена: 2 400 000 йен.

Клинок кузнеца второго класса, но характеристики совсем слабые, износ тела клинка весьма значительный, в нормальном виде клинок такого мастера стоил бы не менее 4-5 млн йен.

/