09.12.2011
Сознание, или душа, по религиозным представлениям, составляет сущность человека; она стремится к возвышенному, «истинно реальному», неземному.
Действительно, вдумываясь в только что перечисленные «этапы перерождения», нетрудно заметить, что во всех случаях речь идет не о самом бытии, а о его восприятии человеческим сознанием. Анализу не подвергаются отдельно внутренний мир человека и тот внешний по отношению к нему объективно существующий мир, который люди воспринимают. Анализируется лишь одно сознание. То, что буддисты называют «опытом» человека, рассматривается как цепь представлений, чувств, переживаний, рождаемых самим сознанием.
Одной из важнейших сторон религиозных и религиозно-философских систем древней Индии был анализ человека, т. е. разложение его тела и духа на составные части и рассмотрение этих частей в их качественном различии и связях. Характерным при этом было противопоставление сознания человека его телу и вообще всему материальному. Сознание, или душа, по религиозным представлениям, составляет сущность человека; она стремится к возвышенному, «истинно реальному», неземному.