26.11.2011
В 20 веке, восточные единоборства уже не имели практически прикладного обозначения, исходя из чего, их эволюция следовала по двум путям – либо, отдаваясь абсолютизации, то есть идеям нравственного усовершенствования личности адептов, либо при переходе на сторону спортивных единоборств.
Обычно их разделяют на три системы, которые сформировались, основываясь на сочетании техники с духовными принципами. Соответственно, это дзю-дзюцу, айки-дзюцу, каратэ-до, они смогли действительно подарить нам три признанных по всему миру единоборства, их центр развития – Япония.
Такое направление, как айкидо сформировалось именно на базе айки-дзю, значит, его технический арсенал состоит из приемов самураев для ближнего боя, а также имеет идеологическую основу, которая функционирует по принципу духовного просветления при помощи концентрации внутренней энергии Ки. Айкидо – это не просто законченная система с приемами для самозащиты, это, в первую очередь, комплекс современных форм для медитации, все это применяется для восстановления духовных и физических сил. Айкидо – это современная разновидность единоборства, но, как и все восточные единоборства, может заинтересовать необычной предысторией с древних времен. Понятие «айки» было распространено еще в традиции боевых искусств в феодальной Японии (бу-дзюцу), это обозначало, что сильная духовная личность способна оказывать влияние на человека, который слабее. Айкидо сформировалось еще в двадцатом столетии, на основании такого понятия, как дайто-рю айки-дзю, а отделилось, как полноценное единоборство где-то в 1942 году, когда Уэсиба Морихэй решил определенно обозначить данное искусство.
В двадцатом веке, старинные искусства воинов уже не имели практически прикладного обозначения, исходя из чего, их эволюция следовала по двум путям – либо, отдаваясь абсолютизации, то есть идеям нравственного усовершенствования личности адептов, либо при переходе на сторону спортивных единоборств. Совсем не исключение в данном случае и айкидо. Уэсиба рассмотрел в нем, изначально, средство социальной интеграции, которое служило для того, чтобы перекрыть любой из конфликтов, при этом, оно может выражать некую космическую любовь. Каждый из приемов айкидо предполагает в себе истинно защитный характер, подчиняется необычному плавному ритму, призван переломить волю к творению зла, таким образом, трансформируя его в братское применение. Потомки Уэсибы поведали нам про айкидо в рамках стиля – айки-кай. В то же самое время, предполагаются и иные направления в айкидо, которые развивают ученики о – сэнсэя «легендарного учителя»: кориндо – айкидо, кобу-дзюцу айкидо, томики – рю айкидо, оцуки – рю айкидо, ёсэйкан – рю айкидо и много иных. Начиная с семидесятых годов двадцатого века, свое развитие, начало спортивное направление, не выходя за рамки Международной Федерации айкидо.
Дзю – дзюцу стало второй системой в боевом искусстве, которая перешагнула границы Японии, это своеобразная джиу-джитсу, которой стало дзюдо. Дзю-дзюцу смогло объединить и систематизировать опыт боевых рукопашных схваток, явило собой некий вид самообороны без использования оружия, все основано на сочетании техники бросков и болевых приемов. Корни у дзю-дзюцу – китайские, но японцам удалось применить национальную переработку. Практически самый основополагающий принцип в дзю-дзюцу – это поддаться, чтобы выиграть. Свое развитие школы дзю-дзюцу начали в период сёгунато Токугава (это семнадцатый – девятнадцатый века), данное положение связано с популярностью стиля у общины самураев, но многое поменялось, когда случился упадок во время революционных преобразований Мэйдзи (1868 год).
Уход самурайской традиции привел к нависшей угрозе исчезновения всех древних боевых искусств, их носителями по традиции считали самурайские кланы. Система дзю-дзюцу быстро поднялась, благодаря действиям Кано Дзигоро, который назвал дзюдо. Свежая система воспитания привнесла не только прикладную, но и образовательную функцию, одновременно поднимали тело и дух. Огромное значение получила буддийская практика медитации. В свою очередь, из дзюдо взяли приемы, которые способны нанести вред жизни или же здоровья тренирующегося. Исходя из этого, постепенно дзюдо начали считать не боевым, а спортивным искусством. Набор приемов в дзюдо окончательно разработали в 1887 году, работа постоянно совершенствовалась на протяжении трех с половиной десятилетий. Теория кано включала в себя морально-этические проблемы по всей области восточных единоборств. Поменялся термин «дзюцу» на термин «до», и это не случайно. Дзюцу означает метод, мастерство, все это подразумевает некое главенствующее обозначение в системе, то есть, речь идет о ее прикладных, технических составляющих. В свою очередь «до» трактовалось как постижение пути, значит, акценты переходи в область внутреннего совершенствования, стремления к этическому идеалу. Образования, в конце сороковых – начале пятидесятых годов двадцатого века, изначально, все японское, а потом и международная федерация дзюдо начали проводить внутренние и международные турниры, чемпионаты мира, дзюдо появилось в олимпийской программе с 1964 года, образовалось два направления, одно японское, второе – международное. При этом на международном уровне, в определенное время, японцы самые сильные.
Когда произошел стык духовного влияния и прикладного использования японской и китайской традиций, на острове, пролегающим между Японией и Китаем, образовалось каратэ-до — практически самая распространенная и разветвленная система после ушу. Общая история появления каратэ, как и иных восточных единоборств, будет рассказана немного позднее, в данный момент остановимся на неком современном состоянии. Каратэ создали благодаря обусловленной необходимости защитить невооруженное население от влияния местных властей, а также японской оккупации. В итоговом результате, можно было наблюдать действительно жесткую систему рукопашного боя, технический арсенал представил необычное смешение разновидностей классического кулачного боя, китайского боя на кулаках цюаньшу и японского бу-дзюцу. Еще духовный аспект приходился в данной системе, но был направлен не на усовершенствование морального, а на укрепление боевого духа, чтобы боец был готов голыми руками разрушить панцирь и шлем самурая, бессердечно протыкать тела врагов кончиками пальцев, если в этот момент отсутствуют мечи. Понятие «каратэ» в обозначении «китайская рука» впервые можно было услышать в тридцатые годы девятнадцатого столетия, оно указывало на превалирование китайского боевого искусства во время процесса, формирования окинавских учебных заведений. Каждое направление каратэ, в наше время, с учетом личной генеалогической основы, имеют школу Сёриндзи – рю гококу – ан каратэ (то есть каратэ в стиле шаолинь, чтобы защищать отечество), исходя из этого, признавали старшинство над собой Сёриндзи – каэмпо (боевых искусств шаолинь). Так как мир китайского ушу действительно многоликий, то совсем не удивляет, что современное каратэ разнится массой стилей. Само название «каратэ» получило подтверждение в 1887 году – 1889 году на Окинаве, немного позднее вместе с мастерами из Окинавы перешло в Японию.
Сначала двадцатого века до второй мировой войны создали четыре крупных стиля – сётокан. Годзю-рю, вадо-рю, сито-рю, основываясь на них, в будущем развивали массу иных стилей и школ. В отличие от китайской классификации боевых техник, которые несут в себе условный характер, данное разделение на стили оправдано и идеологически, и по техническим характеристикам. В 1936 году древняя традиция начала трактоваться иначе – раннее обозначение «искусство китайской руки», теперь звучала как «путь простой руки», что гласит о появлении приоритета духовного начала в практике боевого искусства. Данная трактовка каратэ – до имеет широкое понятие в мире, после второй мировой войны. На западе, каратэ стало популярным, так как оно сформировалось на серьезном отрыве от философии и религии, это же более привычно для менталитета на западе.
Интересно, что общее многообразие стилей каратэ – это не только данность для Японии, это подарок всему миру, но не Окинаве. Там традиция распространяется в трех направлениях, которые возникли на основании изначального сёриндзи-рю гококу-ан каратэ, — это сюри-тэ, тома-ри-тэ и наха-тэ. В принципе, в мире сегодня есть практически двадцать пять стилей с разнообразным арсеналом техник, с учетом школ и направлений эта цифра скоро подвберется к сотни. При завершении классификации японских искусств давайте, определим три группы:
— восточные единоборства, основывающиеся на глубокой базе философии, включающие в себя принципы дзэн – буддизма и синтоизма, которые несут в себе традицию японского народа, выходят за рамки понимания спортивного боевого единоборства, и поэтому в этой главе не рассматриваются. Данные искусства стрельбы из лука и искусства фехтования несут в себе глубокий характер медитации, направлены на внутреннее усовершенствование личности. То есть в кюдо стрельба из лука – это момент наивысшей внутренней концентрации, когда лучник прицеливается в себя и ранит себя, он славится и метким выстрелом и задетой мишенью, что полностью соответствует философии дзен. Процедура тренировки основана так, чтобы воспитывалась духовная сторона личности воина, ведь меткость стрельбы – это только результат пришедшего в процессе тренировки озарения (сатори). Искусство фехтования кэндо включает в себя единство меча, а также духа, изначально, это ритуальная система воспитания воли и характера, а также четкий росчерк лезвия меча – итоговый результат того же сатори.
— восточные единоборства, относящие к себе искусство координации тела и духа, принципы морального совершенствования, а также арсенал техники, которая предоставляет возможность дать отпор на нападение противника. Это то же самое айкидо, только по принципу сберечь себя от удара, а противника удержать от его нанесения, для этого применяют приемы удержания, болевой контроль, отдельные броски. Это может быть и дзюдо с учетом поддавания для достижения победы. Для этого применяют технику бросков, способы привлечения противника к потере равновесия, приемы, а также удержания болевого контроля.
— восточные единоборства, относящиеся, изначально, для достижения победы над соперником, а также развитие боевого духа. Все это относится к дзю-дзюцу, которое появилось в упадок при отмирании самурайской традиции в конце девятнадцатого века. Это может быть каратэ-до, расцветшее в двадцатом веке во время процесса разветвления и усовершенствования технического арсенала.
В конце нашего анализа о восточных единоборствах Японии, важно сказать о некой особенности двадцатого века — единоборства, а также путь воина эволюционировали по пути перехода от практики воинов к спортивным соревнованиям. Стали средством обеспечения личной безопасности, оздоровления и реализации себя во время схватки с условным либо реальным противником по определенным правилам. Тренировка и соревнование, во многих случаях, реализуются не так в процессе определенного поединка с живым соперником, сколько в неких комплексах приемов нападения и защиты, которые отработаны с воображаемой личность, либо поединка с реальным соперником, но с некими условностями и ограничениями. Даная тенденция относится не только к современным единоборствам Японии, но и ко многим единоборствам во всем мире, которые ославлены древними традициями, как средство ведения боевого действия, самые эффективные восточные единоборства использует только полиция, армия, и иные специальные подразделения.