09.12.2011
Помимо других обязательных требований для верующих, стремящихся к спасению, буддизм выдвигал необходимость наличия так называемых парамит — духовных совершенств мирян.
Парамитами, способствующими мирянину в спасении, считались: высокая нравственность, выражавшаяся в соблюдении «пяти заповедей» («панча шила»), прилежание, непротивление злу, пренебрежение к жизненным неприятностям, даваемое созерцательной «мудростью», и щедрость в подаянии. Последнее было чрезвычайно важным.
«Кто постоянно раздает достойным пищу, питье, одеяния, колесницы, гирлянды, благоухания, умащения, ложе, жилища, светильники, кто святые древа насаждает… кто монахам отводит место для совершения… обрядов, почтительно выстроит вихару… кто устроит трапезу, а в холодное время дарит топливо… такие податели на небо грядут…
Бедные люди, с верой подав милостыню — цветок миробалана, кусочек сахара и т. д., грядут на небо и там великое блаженство получат».
От мирянина, желающего стать буддистом (дословно «почитателем»—упасакой), не требовалось совершения каких-то обрядов, он не должен был ничего менять в жизни. Надо было лишь заявить в присутствии монахов о признании «трех драгоценностей», произнести формулу: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к учению, я прибегаю к общине».
«Панча шила», или «пять заповедей», состояли в отказе от убийства живого существа, от воровства, от лжи, от употребления алкоголя, а также в соблюдении супружеской верности.
Бросается в глаза совпадение почти всех этих заповедей с важнейшими библейскими заповедями. Не следует забывать о том, что эти заповеди являются монополизированными религией элементарными требованиями человеческого общежития.