22.12.2011
Буквально «вокруг тела» — ламеллярный доспех, который,был предназначен для пешего боя и самостоятельного надевания, без помощи слуг.
Доспехи «до-мару» состояли из пластин «седзи-но-ита» и шелкового банта «агэмаки» с помощью него крепились ремни наплечников «содэ». Под руками появились пластины «ваки-ита». Наплечники в форме небольшого листа гёё опустились на часть нагрудных пластин «коби-но-ита» и «сэндан-но-ита». Доспехи, которые совмещали в себе стили «о-ёрой» и «до-мару» назывались «мару-до-ёрой». Похожими были секции «кусадзури», передняя часть кирасы «до» была покрыта кожей, использовались пластинки «сока-ита» и наплечники «о-ёрой».
Кольчуга «кусари» появилась в Японии в XIV веке. Но в Японии кольчуга не пользовалась таким спросом как в Европе. Чаще она нужна была для того, чтоб закрыть уязвимые места между пластинами второстепенной части доспехов. Система изготовления японской кольчуги отличается оригинальностью. Ее основа состоит из звеньев «накасугари» круглой формы и звеньев «какэ-гусари» овальной формы. Практически все виды сделаны из проволоки правильной округлой формы — это свидетельствует о том, что для изготовления использовали волочильную доску. Для изготовления звеньев использовались сердечники нужного размера, на которые наматывалась проволока. Сбоку полученной спирали делались надрезы — так формировались звенья. Технология изготовления японской кольчуги соединяла звенья встык, а европейская с помощью заклепок. У большинства японских кольчуг круглые звенья крепились к четырем овальным, получалась прямоугольная конструкция «со-гусари». Ее привилегия была в легком креплении к пластинкам.
Для прочности использовалась плотная проволока либо овальные звенья, сделанные из нескольких оборотов проволоки, таким образом, изобрели кольчугу под названием «сэйро-гусари». В местах требуемых простора для движения руки либо защита от ударов, изобрели пластины «коси-гусари» и оставляли пробелы под названием «со-гусари» прямоугольной формы.
Очень популярная была схема конструкции, которая основывалась на звеньях расположенных в форме шестиугольника. Шесть овальных звеньев чередовались с круглым звеном в соединении кольчуги плотной формы под названием «аса-но-ха-гусари». Тип этой конструкции встречался редко. Это значит, что конструкция прямоугольной формы была ничем не хуже прежней.
В XVI веке в японские технологи изготовления доспехов, добавили новый стиль «намбан-гусари». Этому способствует влияние Европы. Япония редко обращалась к чужим технологиям, так как свои были достаточно прогрессивны. Но в этой технологии японцев подкупила простота, заключающаяся в том, что нужно было изготавливать кольца одной формы. Но скрепление кольчуг с пластинами по японской технологии было трудно из-за того, что звенья не лежали параллельно пластинам.
Большую популярность получила «номбан-гусари» среди не дорогих изделий, которые при изготовлении соединяли места склеивания встык. Более современные кольчуги «тиримэн-намбан-гусари» использовали звенья гораздо меньше, чем диаметр проволоки. Ее поверхность была очень гладкой словно крепдешин. Кольчуга любой разновидности крепилась сверху кожи или ткани, а также закрывала просветы между материалом. Избегали разрушения кольчуги с помощью лакировки черным лаком.
Под конец периода Хэйан у всадников в доспехах происходят изменения, добавляется накидка с капюшоном под названием «хоро». «Хоро» приобретает большую популярность в начале периода Камакура. Накидка «хоро» была сделана из пяти полос плотного текстиля длиной около двух метров. Свехру по центру «хоро» изображали герб владельца. «Хоро» крепилось к шлему двумя шнурами «хино-о». Когда воин не двигался, «хоро» выглядело как мешковина, но во время движения накидка набирала воздух и обретала форму воздушного шара.
Часть военного снаряжения «хоро» служила воину защитой от стрел, которые летели сзади. Хотя во время боя считалось, что самурай никогда не должен поворачиваться спиной к врагу. Также по старым поверьям считалось, что «хоро» служит оберегом от нечистой силы. Еще с помощью него переносили отрубленную голову врага. Предполагалось, что по стилю «хоро» можно было определить ранг погибшего воина. Хотя эта версия абсурдна, так как положение погибшего воина легко можно было определить и по доспехам.
У убитого врага хладнокровно отсекали голову и всем вокруг показывали как военный трофей. На древних рисунках накидку «хоро» изображали, как небрежно одетое полотно на голову всадника и коня. Остается только предполагать какую все-таки миссию несла накидка «хоро», для защиты или от плохой погоды. В любом случае «хоро» была очень востребована и каждый век становилась все совершенней. Ее крепления стали гораздо прочнее, так как использовалась рама «ойкало» сделанная из бамбука.
После всех изменений в технологии изготовления у хоро появилось новое название «тетин-хоро». Но эта новая технология очень ослабила защиту от стрел. Изготовление доспехов «о-ёрой» продолжалось и в XV веке. Но носили их только самураи высокого чина. Пришло время, когда пехота занимала самое важное место на поле боя.