Без рубрики

Армейский меч син-гунто

Армейский меч син-гунто

02.12.2011

Образец син-гунто армейских офицеров по уставу 1934 г. (и 1938 г.)

 

Это — самый распространенный тип японского армейского меча, который обычно, и совершенно ошибочно, называют «самурайским мечом». Наименование, состоящее из трех японских иероглифов: син (новый), гун (военный), то (меч), — и означающее «новый военный меч», очень популярно на Западе и теперь принято среди коллекционеров. Однако справочник «Ниппон но гунсо» («Японское военное обмундирование») дает его описание под названием «Рикугун но гунто» (т.е. армейский боевой меч), что в принципе относится к любому армейскому мечу. Тем не менее для ясности и четкости изложения, целью которого является дифференциация и систематизация армейского холодного оружия, мы сохраняем в нашей книге термин син-гунто. Впрочем, по уставу он числится как «образец армейского офицерского меча типа 94 (1934 г.)».

В 1930-е гг. в Японии под влиянием все более набиравшей силу идеологии традиционализма и национализма пришли к мысли, что мечи сухопутной армии и флота должны в полной мере отражать тенденции времени. В результате образцы кю-гунто, созданные в европейском стиле, заменили мечами, олицетворявшими традиции японских самураев. Как и его предшественник, син-гунто также был боевым оружием. Согласно «Ниппон но гунпуку» («Японская военная форма»), син-гунто введен 14 февраля 1934 г. как модификация меча «тати» (традиционный меч, который носили, подвешивая к поясу лезвием вниз) периода Камакура (1185-1332 гг.). Он предназначался для армейских офицеров (включая кавалеристов) и унтер-офицеров. Как отмечалось ранее, син-гунто сменил армейский кю-гунто, последний тем не менее не запрещалось носить тем, кто его имеет. Син-гунто должен был также вытеснить и другой тип традиционного меча утигатана (катана), хотя некоторые продолжали отдавать ему предпочтение.

Изучение фотографий того времени свидетельствует о том, что син-гунто носили (по крайней мере иногда) и военнослужащие ниже унтер-офицерского ранга. Так, на снимках до 1941 г. с этим мечом можно увидеть старшин, ефрейторов, сержантов и старших сержантов. Сомнительно, чтобы это практиковалось повсеместно, так как в 1935 г. для сержантского состава был введен свой вариант син-гунто массового производства с алюминиевой рукоятью. До этого военнослужащим такого ранга, по-видимому, полагалась только пехотная сабля для сержантского состава образца 1899 г. Вполне вероятно, что до 1935 г. (а может быть, и после) наиболее состоятельные представители младших армейских чинов имели право выбора и могли покупать офицерские син-гунто вместо предписанной уставом модели. Можно, конечно, предположить, что при определенных обстоятельствах и солдаты, и ефрейторы носили син-гунто по приказу, по крайней мере в конце 1930-х гг., но это — всего лишь гипотеза. На самом деле, судя по всему, такое несоответствие случалось нечасто, а на фотографиях 1940-х гг. встречается очень редко. Примечателен в этом отношении снимок, сделанный в сентябре 1945 г. и опубликованный в книге «Мечи японской армии 1868-1945 гг.» На нем запечатлен рядовой, который держит в руках меч в кожаном чехле.

Офицерский син-гунто образца 1934 г. предписывалось носить на двух обоймицах (аси), подвешивая к поясному ремню, снабженному двумя пасовыми ремешками. Примеры син-гунто с двумя аси свидетельствуют о том, что нижняя обоймица была съемной, а верхняя — закрепленной. В литературе не упомянуто ни одного экземпляра в металлических ножнах (без кожаного чехла) с парой фиксированных аси. Справочник «Ниппон но гунпуку» утверждает, что кавалерийские офицеры, носившие такую же портупею, пользовались для подвешивания цепочкой, вместо черных кожаных ремешков на фетровой подкладке, однако эта информация еще требует проверки. Вероятно, пехотинцам (и артиллеристам) для парадов требовалось две обоймицы, а для несения службы — одна. Кавалеристы, предположительно, всегда обходились одной. В (середине?) 1938 г. в устав были внесены поправки, санкционировавшие применение только одной (фиксированной) верхней обоймицы (аси). Упорядочение коснулось только этого элемента оправы, все остальные остались прежними.

Перейдем к детальному описанию армейского син-гунто и рассмотрим различные вариации, которые встречаются на практике. Гарнитура рукояти латунная. Она состоит из набалдашника (кабуто-ганэ) и муфты (фути), выполненных в технике литья и декорированных рельефным изображением цветов вишни (сакуры) и листьев. Мотивы выступают на фоне фактурной поверхности, обработанной в стиле точечной гравировки, т.е. сплошь покрытой крохотными ямками. Окончательная отделка предусматривает нанесение на поверхность коричневой антикоррозийной патины. Края каждой грани и фигурный профиль подчеркиваются позолоченной кромкой. Довольно часто встречаются набалдашники, в которых сакура и листья представляют собой инкрустацию медью. Иногда попадаются простые, лишенные орнаментации детали оправы с обычной коричневой отделкой поверхности или украшенные только характерной точечной гравировкой фона, что скорее всего является признаком поздних изделий, т.е. относящихся к 1943 или 1944 г. Кабуто-ганэ имеет сквозное отверстие, куда вставляется втулка или своеобразный «металлический рукав», через который пропускается декорированная латунная петля (сарутэ) для прикрепления темляка. Концы втулки по обеим сторонам рукояти оправлены розеткой с зубчатыми краями. Как правило, эти розетки являются интегральной частью кабуто-ганэ. Однако в редких случаях, когда набалдашник рукояти сделан в форме наконечника ножен (исидзукэ), они являются самостоятельной деталью оправы. Обычный декор сарутэ — цветы вишни, листья и бутоны, встречается также изображение сжатых лапок обезьяны и в редких случаях воспроизводится один из знаков отличия военно-воздушных сил в виде парящей птицы. Наряду с этим петли бывают простыми, гладкими и не только металлическими (латунными, медными, стальными), но свитыми из шнуров или вырезанными из замши.

Рукоять обмотана коричневой тесьмой в стиле, типичном для традиционного меча катана. Узел обмотки располагается либо около кабуто-ганэ, либо проходит через край набалдашника. Иногда тесьма бывает и других цветов, включая зеленый, синий, черный и даже контрастное сочетание светлого и темного коричневых тонов. Эти вариации никак не связаны с системой воинских званий. Деревянная основа покрыта белой кожей ската (самэ). На мечах военного времени можно найти искусственную самэ из пластмассы, что. вероятно, объясняется соображениями цены изделия или дефицитом природного материала. Иные покрытия рукояти: коричневая шагрень (рыбья и акулья кожа), черная кожа и обнаруженная в одном случае коричневая наждачная бумага, — обычно свидетельствуют о позднем периоде производства, когда самэ стала недоступна. В одном уникальном образце была обнаружена рукоять, обернутая позолоченным медным листом с рельефным декором, имитирующим фактуру самэ. Искусственная черная кожа с холщовой обмоткой скорее всего относится к послевоенному изобретению. В редких случаях на деревянной основе можно увидеть написанное чернилами или карандашом имя человека, который производил обмотку рукояти, но обычно попадаются только сборочные марки.

На обеих сторонах рукояти под тесьмой имеются штампованные украшения из позолоченной латуни или меди, называемые «мэнуки». У армейских син-гунто эти детали оправы имеют форму трех цветков вишни типа кадосакура, у флотских мечей кай-гунто они были другие. Однако небезызвестно, что полностью стандартные Образцы син-гунто могли включать старые или созданные в период Сёва образцы мэнуки в виде драконов, цветов и т.п., типичные для традиционных самурайских мечей. Рукоять скрепляется с клинком посредством бамбукового колышка (мэкуги), проходящего сквозь отверстие в хвостовике и легко удаляемого для перемонтировки меча.

Уставная литая латунная, иногда позолоченная, гарда (цуба) имеет форму «аси» или «мальва». В плане она овальная или яйцевидная с четырьмя уплощенными лопастями, в центре каждой из которых имеется заостренный выступ. Обе стороны гарды украшены рельефными изображениями четырех цветков сакуры, выступающих на фоне фактурной поверхности с точечной гравировкой. Кроме центрального отверстия для хвостовика по обе стороны от него могут быть еще два дополнительных (рёхицу). Как правило, цуба монолитная, но встречаются син-гунто и с ажурными гардами, которые, по позднейшим слухам, первоначально предназначались для старших офицеров. Обычная толщина составляет 7,5 мм, но нередки и более толстые экземпляры. Иногда та часть поверхности цельной цубы, которая покрыта точечной гравировкой, отличается матовой красноватой отделкой, но это скорее всего — вольность мастера и не играет никакой особой роли. По обеим сторонам гарды помещаются прокладки (сэппа) в виде плоских муфт различных размеров, общим числом от двух до четырех с каждой стороны. Сэппа последовательно накладываются на гарду в порядке уменьшения размеров: непосредственно к поверхности прилегает медная дай-сэп-па, по очертаниям и размеру совпадающая с областью вокруг центрального отверстия на цубе; далее идут латунная, медная или (иногда) посеребренная ко-сэппа овальной формы, а за ней — латунная или алюминиевая, также овальная. Все они имеют щель для зажимной скобы, если, конечно, избрана именно такая система удержания меча в ножнах. Вместо регламентированных гард можно обнаружить и старые цубы, которые использовались с традиционными мечами катана, но в этом случае обычные для син-гунто дай-сэппа отсутствуют.

Как правило, закрепление меча в ножнах осуществляется с помощью зажимной скобы, помещенной у основания рукояти и сцепленной с устьем ножен, которое снабжено соответствующим пазом. Гладкая или декорированная пусковая кнопка, регулирующая положение зажимной скобы, выступает на фути (муфте). Если подобная система не применяется и меч закрепляется простым проталкиванием в плотно пригнанные ножны, то на фути нет отверстия для нажимной кнопки, однако и на цубе и на сэппа они могут быть, хотя остаются незадействованными. Последнее подтверждается рядом обследованных аутентичных образцов мечей. Тем не менее в некоторых случаях наличие подобных цуб и сэппа может означать послевоенное вмешательство или добавление новых деталей оправы. Маркировка производителя, как правило, отсутствует, но сборные номера и иероглифы, совпадающие на всех деталях оправы: гарде, наборе прокладок сэппа и основании фути, — имеются.

Инспекционные штампы замечены на некоторых цубах и в редких случаях на обеих сторонах кабу-то-ганэ. Они принадлежат в основном арсеналу в Нагоя и Токийскому арсеналу №1, которые занимались также и производством клинков. Неизвестно, какие еще фабрики производили гарнитуру мечей, кроме тех, которые имеют идентификационные арсенальные штампы, и сколько их было по стране. В публикациях упомянуты также и монолитные серебряные детали прибора, которые, должно быть, делали по специальному заказу. На практике они встречаются очень редко. Посеребренные детали оправы, замеченные на ряде образцов мечей, могли быть изготовлены и после войны. Каждый вправе иметь на этот счет свое суждение. Клинки обычно традиционной формы сино-ги-дзукури, как и у кю-гунто. На хвостовике могут стоять имя кузнеца, дата и сведения, относящиеся к месту или типу производства. Часто встречаются армейские инспекционные штампы.

Клинки обычно на 100 (41) — 125 (51) мм короче ножен. Однако старые клинки мечей вакидзаси длиной от 405 (161) до 610 (241) мм могут находиться в ножнах, значительно превышающих их по размерам. К типам клинков мы обратимся позднее, но по технологии изготовления все они подразделяются на следующие категории:

  1. Машинного производства из одного куска стали. Обычно ассоциируются с клинками конца войны и с продукцией экстренного выпуска.
  2. Комбинирование ручной и машинной ковки, масляная закалка (абура яки-ирэ); основная масса произведена в период Сева частными кузнецами, изделия часто подвергалась армейской инспекции. Распространенный тип.
  3. Традиционные клинки ручной ковки и закаленные в воде (гэндайто). Созданы в частных мастерских кузнецами более высокого класса. Редкие.
  4. Старые, наследственные клинки, взятые из традиционных мечей типа тати, катана или вакидзаси и перемонтированные в военную оправу (гунто) либо по личной просьбе, либо продавцами. Составляют, возможно, менее 10% от общего числа мечей син-гунто;

В оправе всегда присутствует латунный или медный воротник на основании клинка (хабаки). Хабаки, сделанные из двух соединенных вместе кусков (нидзю хабаки), на клинках военного времени периода Сева не обнаружены.

Обычно встречаются два типа ножен: с металлическим покрытием деревянной основы и полностью деревянные с неснимающимся кожаным чехлом, который мокрым натягивается на ножны и, высыхая, точно «садится» по форме, плотно прилегая к поверхности. Образцы второго типа называются «полевые ножны».

/