Без рубрики

Кокутай-но Хонги

Кокутай-но Хонги

13.03.2012

Кокутай-но Хонги — 国体の本義 — «Сущность японской государственности», анонимная брошюра, изданная министерством просвещения Японии в 1937 г.

 

Совокупный тираж составил около 2 миллионов экземпляров. Считается программным документом японского тоталитаризма. «Кокутай-но Хонги» была выпущена непосредственно после неудачного путча младоофицеров 1936 г.. в результате которого было убито несколько ключевых фигур политической элиты. Наряду с другими политическими и социальными факторами, этот путч активизировал идеи и силы, которые поддерживали представления об особой миссии Японии в мире (и. в особенности, в Восточной Азии).

Эти силы подвергли решительному осуждению господствовавшую до этого времени «теорию органа» (кикансэцу), разработанную бывшим профессором токийского университета и действующим членом верхней палаты парламента Минобэ Тацукити (1873-1948). Согласно этой теории, японский император является важнейшей функцией («главным органом») государства, что вызвало агрессивную критику «правых». Они утверждали самодостаточность императора, отрицали его подчиненное положение по отношению к институту государства. Брошюра «Кокутай-но Хонги» была составлена с учетом националистических настроений, господствовавших в то время в японском обществе.

В начале документа утверждается, что возникшие в последнее время в японском обществе проблемы и пороки объясняются непродуманными заимствованиями с Запада в области духовной культуры, особенно пагубным является распространение индивидуализма и угроза со стороны демократических и коммунистических идей. Выход состоит в возврате к истинной сущности «ко-кутай» (буквально «тело [японского] государства»), под которым понимался комплекс характеристик и ценностей, присущих только Японии и понятных исключительно японцам.

Основными из них являются следующие:

  1.  древность и непрерывность правящей династии японских императоров (тэнно), ведущих свое происхождение от синтоистских божеств; 
  2.  верноподданичество японцев по отношению к императору и любовь к родине, предполагающие беззаветную верность, служение и добровольную смерть ради этих ценностей; 
  3.  сыновний (дочерний) долг по отношению к родителям, включающий в себя безоговорочное послушание и почитание предков; 
  4.  примат интересов коллектива над личными интересами; 
  5.  непревзойденный и благородный воинский дух, который обладает свойством «гармонизировать» все социальные и международные отношения; 
  6.  не имеющая примеров абсолютная гармония японца и природы, находящая свое выражение в непревзойденном эстетическом чувстве.

Текст «Кокутай-но Хонги» активно использовался пропагандистским аппаратом тогдашней Японии для обоснования и оправдания внешней агрессии, подавления оппозиционных движений внутри страны.

/