Без рубрики

Обучение каратэ

Обучение каратэ

29.11.2011

В педагогической деятельности теория предмета и организационно-методическое обеспечение процесса обучения — основа основ.

 

Однако сегодня невозможно найти учебного пособия, раскрывающего суть процесса обучения в каратэ и основы теории, на которой базируется предмет. Именно в силу отсутствия научно-методических основ в каратэ и сложилась благоприятная почва для процветания дилетантства и делячества. В основном вся литература по всем школам и стилям даёт изобразительно-описательный материал об одних и тех же действиях и приёмах, иногда разбавляя содержание известными притчами, мифами и легендами о знаменитых мастерах. В лучшем случае могут быть дамы схемы с указанием проекций стоп и центра тяжести тела да траектории движений рук и ног. Предлагаемая методика обучения в подобных изданиях не раскрывает ни средств, ни методов формирования физических качеств и двигательных навыков. Она построена по самому примитивному принципу, не требующему каких-либо педагогических знаний, «делай, как я», который характерен для упрощённого современного каратэ и основан на многократном повторении одного и того же действия и методические указания сводятся к замечаниям о том, что бить надо сильнее, двигаться быстрее, дышать глубже. Пояснительная часть нередко построена на понятиях и определениях, которые Опираются не на доказательную научную базу, а на отвлечённые образы, характерные для притч и легенд, которыми овеяны боевые искусства Востока. Но надо понимать, что притчи и легенды — это часть уникальной культуры Востока, литературное наследие прошлого, а не учебное пособие. Не редки случаи, когда титулованные мастера требуют от учеников чрезмерного в достижении результатов только потому, что этого требуют традиции, передаваемые легендами, или по-тому, что по замыслу основателя направления подобное отражает особенность стиля. Известен случай, когда один иностранный мастер на семинаре в Москве требовал от одного из участников сесть в шпагат. При этом он не обратил внимания ни на возраст, ни на физические кондиции этого человека. В результате произошёл разрыв мышечного сухожилия на левом бедре.

Но удивителен не сам факт травмы, а то, что этот мастер даже не подумал, что причина в его собственной профессиональной необразованности. При современном уровне развития науки о физической культуре подобное невежество кажется странным, тем не менее оно весьма распространено даже среди именитых мастеров. В боевых искусствах особым уважением пользуются «носители информации» — люди, обладающие знаниями о том или ином направлении. Это вполне справедливо. Однако для педагогической деятельности в каратэ недостаточно только знать приёмы и уметь их показывать, наряду с этим важно владеть теорией и методикой обучения, а это уже знания иного порядка. Без ясной и продуманной методологии любое знание о боевых приёмах становится мёртвым грузом.

Обучение каратэ

Отсутствие научного подхода к предмету каратэ привело к тому, что повсеместно методы обучения отображают существующую японскую методику, построенную по принципу смешанно-группового обучения, без учёта индивидуальных анатомических и психофизических особенностей занимающихся. Такая методика содержит лишь общие рекомендации по выполнению приёмов и действий, при этом требования к выполнению зачастую неоправданно завышены, а иногда просто невыполнимы для большинства. Это существенно снижает ценность данной методики, так как она не может быть использована в практике обучения единоборству, поскольку не предусматривает индивидуального подхода. Приведу пример. Наиболее характерный для каратэ приём — это прямой удар разноимённой рукой (гяку цки). Для его эффективного выполнения необходимо уметь быстро выходить на реальную дистанцию и наносить удар с высокой точностью и концентрацией. В свою очередь, для этого необходимо обладать хорошими скоростно-силовыми и координационными способностями. Все стили каратэ для формирования этого приёма предлагают метод многократного повторения данного действия с максимальной силой и скоростью, без ответа на вопрос: а как в этом случае воспитать необходимую координацию и максимальную силу и скорость? Большинство занимающихся не смогут добиться эффективного выполнения этого приёма, так как координационные и скоростно-силовые способности зависят от состояния центральной нервной системы, нервно-мышечных связей, структуры мышечной ткани, а это факторы природные и строго индивидуальные. В данном случае простым увеличением количества повторений и напряжением воли качества не добьешься, а существующие подходы к обучению в современном каратэ ничего иного не предлагают. Прежде чем требовать от воспитанников проявления физических качеств в конкретном приёме, необходимо вывести их на определённый уровень выполнения двигательных навыков и физической подготовленности. Но это процесс длительный и скрупулёзный, требующий индивидуального подхода, что не предусмотрено методами современного каратэ.

В различных школах и стилях каратэ говорят об особенностях, характерных исключительно для того или иного направления. Одни делают акцент на преимущественной работе рук или ног, другие — на жёстких «блоках», третьи — на быстрых перемещениях. Соответственно и подготовка строится с учётом этих «особенностей», часто в ущерб целесообразности и вопреки физическим возможностям учеников. Обучение в каратэ не должно быть направлено на формирование только тех качеств, которые подчёркивают особенности стиля или отвечают техническим пристрастиям инструктора. Суть обучения в том, чтобы воспитать навыки ведения реального боя, используя индивидуальные особенности учеников и законы боя. Индивидуальный подход и нужен для того, чтобы максимально использовать индивидуальность воспитанника, не ломая его под стилевой шаблон, и, базируясь на его анатомических и психофизических особенностях, сформировать технику каратэ. Именно в этом должна заключаться ценность методики обучения.

В обучении базовым формам, кихон и ката, существующая методика ориентируется на японские образцы и подражание японским мастерам. Кроме того, критерием оценки мастерства в каратэ является выполнение ката согласно японским представлениям о красоте формы тела. Поэтому все последователи каратэ в Европе и на Западе стараются подражать в этом своим японским наставникам. В этом нет ничего удивительного, это вполне естественно, но именно в этом заключается и серьёзная методическая ошибка. Подражание японским мастерам в выполнении форм, траекторий и характера движений бессмысленно, так как не даёт положительного результата в росте мастерства, напротив, сдерживает этот рост. Причина в неповторимости двигательной индивидуальности каждого мастера и анатомических различиях, которые проявляются в разнице размеров и форм стоп и кистей, длине рук и ног, соотношении размеров плеча и предплечья, голени и бедра. Представьте себе, насколько нелепо будет смотреться двухметровый сибиряк с пятидесятым размером ноги и кулаком с двухпудовую гирю, если в стойке «некоаши» станет подражать японскому оригиналу. Но самое главное, что для совершенствования мастерства ведения боя такое абсолютное подражание вовсе не обязательно. Здесь важно понять назначение этих форм, принципы их применения в поединке и овладеть навыками их использования с учётом индивидуальных особенностей. Хочу, чтобы меня правильно поняли российские последователи каратэ. Кихон и ката занимают важное место в процессе обучения как традиционный метод педагогического воздействия и как критерий оценки результата на определённом этапе обучения, но не являются абсолютным критерием оценки мастерства в единоборстве.

Самый распространённый подход к проведению занятий в современном каратэ — это смешанно-групповой метод, когда люди разные по возрасту и уровню физической и технической подготовленности в составе группы одновременно выполняют стандартные действия, по единым для всех требованиям. Содержание И структура таких занятий, как правило, не меняются. Эффективность подобного метода с точки зрения роста мастерства единоборца весьма сомнительна, так как он не учитывает ни возрастные особенности занимающихся, ни физические. Часто на таких тренировках складывается ситуация, когда одна часть группы ещё не может выполнить задание тренера, в силу неокрепшего юношеского организма, а другая уже не может, в силу возрастных изменений. При такой организации обучения воспитать мастера-единоборца невозможно. Подобный метод можно использовать в группах физкультурно-оздоровительной направленности, на семинарах и фестивалях, в процессе разучивания новых форм, т.е. когда занятия носят информационный, ознакомительный характер. Групповой метод можно использовать на начальном этапе обучения, когда формируются первоначальные навыки в соответствии с общими требованиями и когда выявляются индивидуальные особенности каждого занимающегося. Но уже на более высоком уровне подготовленности применение группового метода будет сдерживать рост мастерства, причём у наиболее способных учеников.

Если обратиться к истории, то можно увидеть, что в методике обучения боевым единоборствам ничего подобного никогда не было. Боевое искусство боя никогда не передавалось в массовом порядке, а всегда только индивидуально. Поэтому и не могло появиться группового метода в практике обучения единоборствам. Кроме того, использование упражнений, оформленных в виде стандартных комплексов в качестве критерия оценки мастерства, характерно для таких видов спорта, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и т.п., но не для единоборств, тем более боевых. Откуда же всё это взялось в современном каратэ? Мне кажется, что причина несоответствия истинного смысла каратэ и его современного содержания лежит в той модернизации, которую провели в разные времена Итосу и Фунакоси. В результате исконное боевое единоборство стало развиваться совершенно в другом направлении, служить другим целям и соответственно приобрело современные формы и методы.

Бесконечный же процесс распада единой боевой системы, который начался в начале XX века, на многочисленные стили и направления, не отличающиеся, по сути, друг от друга, амбициозность лидеров этих стилей и повсеместная коммерциализация каратэ, теоретическая и методическая необразованность большей части второв, пишущих на эту тему, не оставляют надежд на то, что может быть создана общая для каратэ фундаментальная научная база. Вместе с тем у российских специалистов самые предпочтительные шансы для создания теоретических и методических основ каратэ. Я очень уважаю японских мастеров, но именно в России созданы фундаментальные основы науки о физической культуре, о которой многие современные мастера каратэ не имеют даже представления.

/