07.12.2011
В популярном сознании сюрикэны (слово «сюрикэн» буквально означает «меч, скрытый в ладони») неразрывно связаны с образом загадочных средневековых японских разведчиков.
Сюрикен — так называют «звездочки ниндзя». В действительности метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, хотя именно для ниндзя они стали «визитной карточкой»: звезды и стрелки можно было легко прятать в одежде и использовать для убийства исподтишка, что и предопределило их популярность в среде «невидимок». Корни искусства метания сюрикэнов уходят в толщу времен, ведь прообразом их послужили камни и дубинки, которые палеолитические люди метали в животных на охоте или в своих соперников — претендентов на ту же добычу — в боевых столкновениях.
В Японии камнеметный бой (иси-нагэ) сохранялся чрезвычайно долго. В литературных памятниках, повествующих о войнах между самурайскими кланами Минамото и Тайра XII в., «Хэйкэ моногатари» («Повесть о доме Тайра») и «Гикэйки» («Сказание о Ёси-цунэ») он упоминается под названием «индзи-ути», которое в одном, наиболее распространенном, написании означает «метание [камней] по мишеням», а в другом, видимо, более древнем — просто «метание камней». Названные произведения свидетельствуют, что в японских армиях XII столетия существовали особые вспомогательные отряды воинов из числа челядинцев, призванные осыпать врагов камнями. Таких воинов называли «мукаи цубутэ-но моно» — «передовые камнеметчики», а их командиров именовали «индзи-но кандзя» — «предводители камнеметчиков».
Камнеметный бой пережил эпоху войн Тайра и Минамото, камнями противника осыпали и много позднее. Параллельно он развился в весьма своеобразную «забаву» с тем же названием «индзи-ути». В дни праздников, возможно, в качестве одного из традиционных обрядов было принято устраивать «битву камнями» (иси-кассэн), когда две группы камнеметчиков, выстроившись на противоположных берегах реки, осыпали друг друга речной галькой. О масштабах этой «забавы» красноречиво говорит следующий факт: во празднества Камомацури в 1369 г. в Киото в «битве камнями» погибло 45 человек! Очевидно, что подобные игрища имели большое военно-прикладное значение, особенно если принять во внимание, что в сражении во врага можно было метать не только булыжники, но и кувшины с зажигательными смесями или простейшие ручные гранаты.
В начале эпохи Сэнгоку (1467-1568), когда по всей Японии закипели битвы, камнеметный бой начал модифицироваться: теперь вместо камней стали применяться специальные метательные снаряды в форме наконечника копья, именовавшиеся «индзи-яри» — «камни-копья». Это уже был прямой прототип так называемых бо-сюрикэнов, т.е. метательных лезвий в виде палочки.
С другой стороны, в начале эпохи Эдо (1603-1867) в качестве боевых метательных снарядов вместо камней стали использоваться «метательные камни» цубутэ из каленой стали, оптимальной для метания формы. Описания цубутэ встречаются, например, в тайных наставлениях ниндзя. Они представляли собой округлые или восьмиугольные метательные пластинки диаметром от 4 до 5 см и толщиной более 1 см, изготовленные из каленого железа и заточенные по окружности. Их бросали в лицо или другие неприкрытые участки тела противника, стремясь перерезать артерию, вену или перебить кость. Поскольку цубутэ позволяли разить врага на довольно большом расстоянии — в несколько десятков метров, ниндзя носили их по 20 штук в кожаном мешочке на поясе. Цубутэ, возможно, послужили прототипом такого вида сюрикенов, как сякэн — «меч-колесо».
В старых японских сочинениях можно найти упоминания нагэбо — «метательных палок» и нагэяри — «метательных копий». Большого распространения это оружие не получило, но свой след в истории вооружений оставило. Не развившись в самостоятельное будзюцу (говоря о будзюцу, японские исследователи обычно имеют в виду систематизированные в виде школ-рю виды боевых действий, располагающие своей теорией и методикой), метание копий повлияло на развитие сюрикендзюцу.
Одним из источников сюрикендзюцу называют и такой самостоятельный вид будзюцу, как утинэдзюцу. В этом боевом искусстве были систематизированы способы применения утинэ — специальных стрел (известны также, как нагэя — «метательные стрелы», тэцукия — «стрелы, выбрасываемые руками» и др.), которые метали не с помощью лука, а руками. От обычных они отличались более коротким и толстым древком.
Утинэ применялись, по крайней мере, уже в XIV в. Так, в «Тайхэйки» упоминается некий безымянный самурай, носивший на спине 36 стрел с толстыми древками, поразивший ими множество облаченных в доспехи врагов. Вероятно, первоначально утинэдзюцу развивалось как раздел кюдзюцу — искусства стрельбы из лука. Об этом свидетельствуют упоминания утинэ в различных текстах по «лучному искусству», а также тот факт, что приемы их метания изучаются в ряде школ кюдзюцу (например, в Хэки-рю).
Влияние утинэдзюцу на сюрикендзюцу несомненно. Об этом красноречиво говорит то, что многие виды сюрикенов представляют собой уменьшенные варианты метательных стрел. Велико сходство этих боевых искусств и в технике, методах тренировки и психической настройки.
Наконец, в качестве еще одного прототипа сюрикенов называют утимоно. Утимоно — это не особый вид оружия, и не особое боевое искусство. Так самураи называли использование в качестве метательного оружия короткого меча вакидзаси или ножа танто, которые входили в стандартный комплект вооружения воина и не предназначались специально для метания.
В различных источниках можно найти описания применения вакидзаси в качестве метательного оружия. Например, в «Осака гунки» сообщается: «Огасавара Тадамаса был хранителем замка Акасэки-дзё. Когда явились враги, его пронзили копьем сквозь нагрудную плиту доспеха, но он метнул свой вакидзаси в качества сюрикэна и спасся бегством».
В «Дзёдзан кидан» рассказывается, как Такэда Кацуёри в 1574 г. захватил замок Суганума Садамицу. Семью Суганума предали, и падение замка было неизбежно. Поэтому военный совет принял решение прекратить сопротивление, а сам Суганума вместе с Ямагути Горосаку и еще одним товарищем попытался спастись из горящего замка бегством верхом. Самураи Такэда бросились вдогонку. Когда беглецы расстреляли все свои стрелы, а враги подобрались к ним почти вплотную, Ямагути Горосаку выхватил вакидзаси, метнул его в одного из преследователей, но промахнулся и был убит.
Большим мастером метания меча был великий фехтовальщик XVII в. Миямото Мусаси. В «Хонтё бугэй сёдэн», в частности, о нем говорится: «Он мог послать боевой меч в полет или метнуть деревянный меч, и враг не мог спастись от него даже бегством. Брошенный им меч был подобен стреле, выпущенной из мощного арбалета. Он никогда не промахивался, и даже [великий китайский лучник] Ян Ю не смог бы его превзойти». Однажды это умение даже спасло ему жизнь. В «Нитэнки», жизнеописании мастера, говорится об этом: «Когда Мусаси находился в провинции Ига, [там жил] мастер искусства куса-ригама некий Сисидо. Они вышли в открытое поле и сразились. Когда Сисидо взмахнул серпом, Мусаси вынул нож и метнул его в грудь Сисидо, который тут же рухнул, потом Мусаси сблизился с ним и добил».
Это искусство Миямото Мусаси, видимо, передал своему приемному сыну Иори Еэмон. В «Коан Тайва» о нем говорится: «Еэмон, приемный сын Такэмура Мусаси (Миямото Мусаси), не уступал отцу и прекрасно владел кэндзюцу. Этот Ёэмон пускал по реке персик и поражал его броском меча длиной в 1 сяку 3 сун (ок. 40 см), пронзая косточку фрукта». По мнению исследователей, в процессе совершенствования техники метания утимоно постепенно стандартное оружие стали вытеснять его уменьшенные копии. Так появилась такая разновидность метательных лезвий, как тантогата-но сюрикэн — «сюрикэн в виде ножа танто». Такое оружие применяется, например, в школе Такэмура-рю, восходящей к Миямото Мусаси и включающей, помимо сюрикэндзюцу, еще и технику фехтования мечом.
Прообразами сюрикэнов являлись, вероятно, и другие предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания. В их числе называют, например, заостренные напильники на деревянных ручках (ядзири), ручные острия для пришпоривания коней (ума-бари) и др.
Школы сюрикендзюцу
К началу эпохи Эдо сюрикэндзюцу уже превратилось в самостоятельный вид будзюцу. Однако школ, в которых бы преподавалось только это боевое искусство, было очень немного (а по мнению некоторых исследователей, и вовсе не было). Как правило, сюрикэндзюцу являлось одной из дисциплин, составляющих программу комплексной школы будзюцу, в которой заглавной дисциплиной могло быть фехтование мечом, копьем, стрельба из лука или борьба без оружия дзюдзюцу. В то же время, как свидетельствуют памятники, зачастую искусство применения «мечей, скрытых в ладони» рассматривалось как секретная техника, к овладению которой допускались только избранные.
В тех школах, которые сохранились до наших дней и обучают сюрикендзюцу, в большинстве случаев основным видом является либо «искусство меча» кэндзюцу, либо дзюдзюцу. Среди школ кэндзюцу, включавших в себя сюрикэндзюцу, следует назвать Катори синто-рю, Араки-рю, Эммэй-рю, Онко тисин-рю, Кадоно-рю, Ганрю-рю, Кобу дзицуё-рю, Моэн-рю, Синкагэ-рю, Тайся-рю и др., а среди школ дзюдзюцу — Сэкигути-рю, Цуцуми ходзан-рю, Сёсё-рю, Кираку-рю и др.
В настоящее время существует две школы, обучающие исключительно сюрикэндзюцу: Нэгиси-рю и Сираи-рю. Казалось бы, они выбиваются из общего правила. Однако, как показали исследования, изначально основной дисциплиной в обеих было кэндзюцу, и только после Реставрации Мэйдзи (1867) их программы обучения были урезаны до одного сюрикэндзюцу.
Виды сюрикенов
Видов сюрикэнов существует огромное множество, но в целом все метательные снаряды такого рода можно разделить на две группы: метательные «стрелки, или бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), и метательные пластинки, или сякэн (курума-кэн — «меч-колесо»).
Бодзё-сюрикэн, в свою очередь, разделяются на сюрикены в виде палочек для еды, клинообразные, веретенообразные, пластинчатые, иглообразные, гвоздеобразные, ножеобразные и др. Всего специалисты насчитывают до 50 видов бодзё-сюрикэн. Техника метания таких сюрикэнов изучалась во многих школах будзюцу: Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др. Однако ниндзя из Ига и Кога предпочитали им знаменитые звездочки, или сякэн.
Сякэны
Видов сякэн известно также немало: крестообразные, шестиконечные, звездообразные, восьмиконечные, свастикообразные, трехлучевые, в виде железного кольца, «текущей» свастики, отверстия от гвоздя, «ежика» и т.д. Всего их также насчитывают свыше 50. Особо следует остановиться, пожалуй, на таких видах сякэн, как мандзи и нагарэ-мандзи. Они обрабатывались ядами и предназначались для нанесения царапающих ран.
Сякэны изготавливались самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дисганции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 18,75 до 112,5 г.
Легкие по весу сюрикены можно было метать с большой скоростью, но точность при этом была низкой, а раны неглубокими. Зато их можно было носить в большом количестве. «Скорострельность» при метании тяжелых «звездочек», напротив, была ниже. Но они лучше шли в цель и могли причинить очень тяжелые раны.
Толщина «звездочек» также сильно варьировалась. Они могли быть тонюсенькими, как лезвие бритвы, или очень толстыми — до 3,03 мм. Обычно сякэны имели утолщение в центре, и их лучи плавно истончались к кончикам. Это обеспечивало «звездочке» лучшую устойчивость в полете и, соответственно, точность попадания.
На общем фоне выделяется сэмбан-сюрикэн. У этой разновидности сюрикена, имеющей почти квадратную форму, центральная часть тонкая, а края толстые. Такая форма также обеспечивает довольно высокую эффективность «огня». Обычно сюрикены выковывались из высококачественной стали и во время доводки истончались в нужных местах при помощи напильника. Процесс изготовления многолучевых сюрикэнов был довольно сложным и трудоёмким. Как правило, их вырубали при помощи зубила из толстой пластины, а затем доводили до кондиции напильником.
Для изготовления крестообразного сюрикэна весом в 75 г. бралась стальная болванка весом около 86 г. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам четырьмя лезвиями. Затем с заготовки напильником удаляли лишний металл, доводя вес до необходимых 75 г, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.
Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн, то сначала делали крестообразный сюрикэн, а затем при помощи зубила делили лезвия раскаленной болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих сторон, иначе точность бросков была бы крайне низкой.
Особую сложность в изготовлении звездочек представляла закалка лезвий. Всем лучикам нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение звездочки. Конечно, для того чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа оказывалась насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, было необходимо закалить только самые кончики лучиков звездочки, чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.
Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную звездочку, ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.
Отверстие в центре звездочки обычно не заделывали, так как через него можно было пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако так как сякэн с дыркой в полете издает легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.
Всем известно, что разведчики ниндзя стремились к полной невидимости в темноте и использовали темные коричневые костюмы, выкрашивали оружие и ножны в черный цвет. Точно так же и свои сюрикены «невидимка» окрашивал в черный цвет, чтобы при метании ночью предательский отсвет не выдал его врагу. Для этого перед закалкой раскаленный сюрикэн с усилием протирали куском шелка. Шелк горел, и его пепел намертво прилипал к поверхности железа, в результате чего сюрикэн становился совершенно черным. Такое черное покрытие не только обеспечивало невидимость оружия, но и защищало его от ржавчины.